Изменение цены договора после его исполнения
Можно ли менять существенные условия контракта по 44-ФЗ?
Повышайте квалификацию на курсе «Профессиональное управление государственными и муниципальными закупками, 256 ак.часов» и получите 1 год профессиональной поддержки на вебинарах. Программа разработана на основе требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок».
Изменение условий на основании ГК РФ
Правило № 1: основанием для изменения или расторжения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа ( п. 1 ст. 451 ГК РФ). Это общая норма, которая подходит для любого договора, в том числе, контракта, заключенного в рамках Закона № 44-ФЗ.
Пример 1
30 октября 2014 года между заказчиком и подрядчиком был заключен муниципальный контракт на выполнение работ. Срок окончания выполнения работ установлен 60 календарных дней с начала выполнения работ и не позднее 30 декабря 2014 года. 4 февраля 2015 года, опираясь на п. 1 ст.
451 ГК РФ, стороны подписали дополнительное соглашение к контракту, в соответствии с которым его действие с 19 ноября 2014 года приостанавливалось, и срок действия продлялся до 31.12.2015. Поводом для этого послужило резкое ухудшение погодных условий.
При этом подрядчик не мог располагать к моменту заключения контракта такими сведениями.
Прокуратура провела проверку и решила, что данное допсоглашение является недействительным. По ее мнению, правовых оснований для изменения контракта в сложившейся ситуации у сторон не было. Суд с этим не согласился и встал на сторону участников контракта.Судьи пояснили, что погодные условия ноября 2014 года не соответствовали возможности выполнения работ. Такие погодные условия угрожали годности и прочности выполняемой работы.
Поэтому работы на объекте приостанавливались до наступления положительных температур (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 11.04.2021 № Ф06-6869/2021).
Изменение условий на основании Закона № 44-ФЗ
Правило № 2: содержится в ст. 95 Закона № 44-ФЗ и включает в себя 7 случаев, когда стороны контракта по соглашению между собой вправе изменить существенные условия контракта при его исполнении.
1. Если возможность изменения условий контракта была заранее прописана в документации о закупке и контракте (при закупке у единственного поставщика контрактом):
а) при снижении цены контракта без изменения количества товара, объема работы или услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта;
б) если по предложению заказчика предусмотренные контрактом количество товара, объем работы или услуги увеличиваются или уменьшаются не более чем на 10%.
Это самое распространенное основание для изменения контракта.
Пример 1
Стороны подписали дополнительное соглашение о внесении в контракт изменения — увеличении общей цены договора на 10%. Служба контроля округа сочла это нарушением и даже привлекла заказчика к административной ответственности по ч.
5 ст. 7.32 КоАП РФ в виде штрафа в размере 1 000 000 рублей. Данное решение проверяющие мотивировали тем, что заказчик изменил условия договора, повлекшие дополнительное расходование бюджетных средств в размере более 900 000 рублей.
Заказчик подал в суд, который счел, что в действиях заказчика нет нарушения, так как цена договора была изменена в пределах 10% от первоначальной цены контракта.
Необходимость выполнения дополнительных работ согласована с заказчиком и указанные работы выполнены подрядчиком, что соответствует условиям, установленным пп. «б» п. 1 ч. 1 ст.
95 Закона № 44-ФЗ (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13.02.2021 № Ф04-7084/2021).Пример 2
На практике очень распространена ситуация, которую иллюстрирует следующий пример, — когда подрядчик выполняет дополнительные работы без предварительного подписания допсоглашения к договору, на сумму, превышающую 10% от цены контракта. А затем требует от заказчика их оплатить. Бесполезно. Без внесения изменений в контракт правовые основания оплачивать эти работы у заказчика отсутствуют.
Так, стороны заключили муниципальный контракт на выполнение работ по строительству объекта.
Подрядчик, указав, что проектная документация не соответствует сметной документации, выполнены дополнительные работы, не учтенные контрактом, что увеличило срок контракта и его стоимость, направил заказчику предложение об изменении условий контракта путем заключения дополнительных соглашений о продлении срока выполнения работ и увеличении цены примерно на 15%.
Заказчик согласился подписать только соглашение об увеличении цены на 10%. Несмотря на это, подрядчик выполнил больший объем работ и обратился в суд с требованием к заказчику об их оплате.
Суд отказал, так как подрядчик не мог не знать, что работы выполняются им при отсутствии обязательства.
Доказательств того, что выполнение этих работ не терпело отлагательства, деятельность подрядчика была направлена на защиту охраняемого публичного интереса, и не имеется претензий со стороны заказчика по объему и качеству выполненных работ, подрядчик не представил (Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20.04.2021 № Ф01-1334/2021).
С аналогичными случаями можно ознакомиться в Постановлениях Арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.12.2021 № Ф03-5719/2021, Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 11.11.2021 № Ф04-4859/2021, Арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.12.2021 № Ф07-11988/2021.
2. В случаях, предусмотренных п. 6 ст. 161 БК РФ, при уменьшении ранее доведенных до заказчика как получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. При этом заказчик в ходе исполнения контракта должен согласовать новые условия контракта, в том числе цены и (или) сроков исполнения контракта и (или) количества товара, объема работы или услуги.Пример 3
В августе 2014 года учреждение заключило госконтракт на реконструкцию автомобильной дороги со сроком до 31.10.2014. Однако в связи с затянувшейся процедурой размещения госзаказа, учреждение направило в Управление проектирования и строительства автодорог письмо о переносе ввода объекта в эксплуатацию на 2015 год и о рассмотрении новой разбивки бюджетных инвестиций.
Управление уменьшило лимиты бюджетных обязательств на 2014 год по этому объекту и уточнило госзадание на выполнение работ. Таким образом, произошло уменьшение средств, выделенных на финансирование в 2014 году расходов по заключенному контракту. Ссылаясь на это обстоятельство, заказчик заключил допсоглашение о переносе срока выполнения работ на 31.10.2015.
По результатам ревизии Росфиннадзора учреждению было выставлено представление об устранении нарушений. Однако суд признал действия заказчика обоснованным, а предписание незаконным (Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16.03.2021 № Ф02-7880/2021).
3. Изменение в соответствии с законодательством регулируемых цен (тарифов) на товары, работы, услуги.
Пример 4
В условиях договора энергоснабжения может быть прописано, что цена договора составляет определенную сумму по регулируемым ценам и определенную сумму по нерегулируемым ценам.
При этом в части цены по нерегулируемым ценам она является твердой и определяется на весь срок исполнения договора, а в части цены по регулируемым ценам может меняться в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Возражения против такого условия не принимаются (Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 26.01.2021 № Ф04-5855/2021).
4. В случае заключения контракта с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за рубежом. В этом случае цену контракта можно увеличить или уменьшить по медицинским показаниям. Такую возможность необходимо заранее прописать в контракте5. На основании решения Правительства РФ, если цена заключенного для обеспечения федеральных нужд на срок не менее чем 3 года контракта составляет либо превышает размер цены, установленные Правительством РФ (10 млрд. рублей). А исполнение контракта по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.
6. На основании решения высшего исполнительного органа власти субъекта РФ, если цена заключенного для обеспечения нужд субъекта на срок не менее чем 3 года контракта составляет или превышает размер цены, установленные Правительством РФ (1 млрд. рублей), и его исполнение по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.
7. На основании решения местной администрации, если цена заключенного для обеспечения муниципальных нужд на срок не менее 1 года контракта составляет или превышает размер цены, установленные Правительством РФ (500 млн рублей), и его исполнение по независящим от сторон обстоятельствам без изменения его условий невозможно.
Изменение на основании контракта
Все возможные основания для изменения существенных условий контракта приведены в законодательстве — ГК РФ и Законе № 44-ФЗ. Других оснований в контракте быть не может.
Пример 1
В контракт было включено условие, обязывающее подрядчика заключать дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта, а именно: «В случае, когда в результате приемки выполненных работ их стоимость оказалась меньше, чем учитывалась при определении цены контракта, Стороны обязуются заключить дополнительное соглашение об уменьшении цены контракта».
ФАС признала это условие незаконным. Основание — Законом № 44-ФЗ определены случаи, при которых допускается изменение существенных условий контракта. Внесение таких изменений допускается только по соглашению сторон.
Таким образом, приведенное условие противоречит требованиям Закона № 44-ФЗ (Решение ФАС России от 21.04.2021 по делу N ВП-188/16). Заказчик обжаловал это решение, но безуспешно (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.04.
2021 № 09АП-4661/2021).
Ответственность
Изменение условий контракта по основаниям, не указанным в Законе № 44-ФЗ, влечет штраф (ч. 4 ст. 7.32 КоАП РФ):
- на должностных лиц — в размере 20 000 рублей;
- на юридических лиц — 200 000 рублей.
Курсы повышения квалификации в Школе электронных торгов – это профессиональная переподготовка для поставщиков и заказчиков по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Онлайн, с экспертами.
Источник: https://School.Kontur.ru/publications/92
Изменение цены контракта по 44-ФЗ: возможно ли ее увеличение или снижение на 10 процентов?
По общим правилам 44-ФЗ внесение изменений в существенные условия государственного контракта строго запрещено. Согласно положениям Гражданского кодекса, цена контракта является существенным условием договора. Но в законодательстве о контрактной системе содержится указание на перечень исключений, когда менять цену допускается.
Правовое регулирование
Возможность и порядок внесения изменений в цену контракта по 44-ФЗ допускается с опорой на положения:
- ст. 95 44-ФЗ;
- Гражданского кодекса.
Ответственность сторон за нарушение положений контрактной системы указана в КоАП.
Для уменьшения цены и одновременного сокращения количества товаров или объемов работ и услуг нужно использовать методику, утвержденную Постановлением Правительства №1090 от 2013 года.
Возможность изменения цены контракта
На основании п. 1 ст. 432 Гражданского кодекса договор между сторонами не может быть подписан без достижения согласия по предмету сделки и условий, которые названы в качестве существенных.
С учетом ст. 34 44-ФЗ можно сделать вывод, что цена контракта входит в число существенных условий. По общим правилам изменение существенных условий не допускается, но в ч. 1 ст.
95 44-ФЗ прописаны исключения.
Стоимость исполнения государственного контракта можно пересмотреть в сторону уменьшения, если объем поставки сохраняется, но поставщик согласен добровольно пересмотреть цену (на основании п. 1 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ). Увеличение стоимости по этому основанию не допускается.
Сниженная цена контракта фиксируется в данном случае в дополнительном соглашении.
При изменении доведенных до заказчика лимитов бюджетных обязательств тот так же вправе пересмотреть цену в сторону уменьшения.
При этом необходимо соразмерно уменьшить объем поставки товаров, работ и услуг с учетом правил из методики Постановления Правительства от 2013 года №1090.
В первую очередь, заказчику следует оплатить контракты на поставку товаров в целях нормального жизнеобеспечения, по которым поставщиком были исполнены обязательства. Но если подрядчик соглашается не снижать объемы работ или поставки, несмотря на снижение цены контракта, то можно оставить их в силе и не пересчитывать.
При снижении регулируемой цены на товар цену контракта также можно пересмотреть в меньшую или большую сторону. При этом нужно сохранить неизменными объем и качество продукции, а изменять условия можно только при достижении соглашения между сторонами.Если тарифы в период реализации контракта были пересмотрены, то необходимо умножить новый тариф на недопоставленные товары, работы и услуги. Например, в ходе исполнения контракта на водоснабжение изменились тарифы на воду.
Затем подписывается дополнительное соглашение с пересмотренными условиями.
Стоимость контрактов с ценой исполнения, которая превышает размер по Постановлению Правительства №1186 от 2013 года, допускается изменять в большую или меньшую сторону по решению органов исполнительной власти. Это правило распространяется на контракты:
- Для федеральных и региональных нужд, подписанные на три года.
- Для муниципальных нужд, подписанные на год.
Для федеральных контрактов минимальная цена составляет 10 млрд р., региональных – 1 млрд р., местных – 500 млн р. Исключение составляют федеральные контракты на выполнение клинических исследований лекарств для медицинских целей. Для подобных целей минимальный лимит установлен в размере 40 млн р. Пересмотр цены контракта по указанному основанию происходит через подписание дополнительного соглашения.
Допускается изменение цены и при изменении перечня услуг на лечение российского гражданина за пределами РФ. Первоначальная стоимость контракта уменьшается на цену услуг, которые остались невостребованными. Затем новые договорные условия фиксируются в дополнительном соглашении (на основании п. 7 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ).
Основания для пересмотра в зависимости от способа закупки
Указанные основания для снижения цены государственного контракта распространяются на все виды закупок. Исключением являются контракты, которые были подписаны по результатам запроса котировок.
Цена таких контрактов может быть снижена только при уменьшении тарифов на товары, работы и услуги (на основании п. 5, 6 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ).
По другим основаниям пересматривать стоимость исполнения контрактов не допускается.
С июля 2021 года вступили в силу изменения в законодательство, которые сделали возможным изменения любых условий контрактов, подписанных с единственным поставщиком по ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
В частности, допускается изменение без ограничений условий контрактов (включая их ценовые параметры), подписанных с субъектами естественных монополий, контрактов на услуги водоснабжения, теплоснабжения, водоотведения, юридических услуг по защите граждан за пределами РФ, услуг по аренде здания и пр.
Изменения в контракт с единственным поставщиком в данном случае вносятся без учета ограничений по срокам.
Основания для изменения цены госконтрактов на строительные работы
С июля 2021 года в силу вступили новые основания для пересмотра существенных условий контрактов на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и сохранению объектов культурного наследия.
На основании п. 8 ч. 1 ст. 95 44-ФЗ заказчик вправе изменить любые существенные условия государственного контракта, включая цену. Но для этого необходимо соблюдение некоторых дополнительных условий:
- контракт подписали более, чем на годовой период;
- цена контракта составляет 100 млн р. или превышает указанный порог (на основании Постановления Правительства №1186 от 2013 года);
- при снижении цены работы не были выполнены по обстоятельствам, которые не зависели от сторон;
- изменение цены не может превышать 30%.
Для изменения ценовых условий строительного контракта необходимость такого решения нужно обосновать в письменной форме.
В отношении других контрактов на строительные работы предел корректировок цены при изменении объема или вида выполняемых работ составляет 10% в сторону увеличения или уменьшения.
Изменение цены контракта при пересмотре НДС
В 2021 году действовало еще одно основание для изменения цены. Оно связано с увеличением налоговой ставки НДС с 18 до 20% в текущем году.
До октября 2021 года заказчикам разрешено было изменять цену по контрактам при условии, что они были подписаны до 2021 года, но только в пределах увеличения размера НДС.
Если заказчики не успели изменить цену и ставку налога в контракте, то они должны работать на прежних условиях. Для увеличения цены по указанному основанию необходимо было одновременное соблюдение четырех условий:
- государственный контракт менялся по соглашению сторон;
- контракт подписан до 2021 года, а приемка работ происходит после 2021 года;
- в контракте была указана прежняя ставка НДС;
- изменение контракта допускается исключительно в пределах доведенных до заказчика лимитов.
Для поставщиков необходимость пересмотра цены контракта в условиях роста НДС очевидна, а у заказчиков с этим могли возникнуть определенные сложности, так как они не вправе не учитывать бюджетные лимиты.
Нередко споры вызывал вопрос в отношении включения НДС в цену контракта, в котором победил «упрощенец» (организация, применяющая УСН). Прямого ответа в 44-ФЗ относительно того, нужно ли исключать НДС, не содержится. Но в письме Минфина №03-07-11-72354 от 2021 года министерство высказало несогласие с уменьшением цены контракта для поставщика на УСН на сумму НДС.
Изменение цены до подписания контракта
Изменение цены контракта в большую сторону допустимо до подписания государственного контракта, но при соблюдении ряда правил.
Такая необходимость у заказчика может быть вызвана желанием закупить дополнительный товар за счет сэкономленной суммы.
В данном случае заказчик может попробовать приобрести дополнительные товары на сумму разницы между НМЦК и ценой контракта, если победитель согласится на такие условия.
Для того чтобы увеличить цену контракта до НМЦК, необходимо соблюдение некоторых дополнительных условий:- Данный порядок может действовать только при договорах поставки товаров, при закупке работ и услуг увеличить цену контракта нельзя.
- Цена должна находиться в пределах НМЦК.
- Условия об увеличении цены должны содержаться в закупочной документации.
- Цена единицы товара рассчитывается в виде деления новой цены контракта на количество предмета закупки.
Поставщик может принять предложение заказчика или отказаться от него. В последнем случае контракт подписывается по старым условиям, которые стали известны по результатам закупки. Никаких санкций для поставщика за отказ от предложения заказчика не предусмотрено.
Если поставщик принял предложение заказчика, то контракт подписывается на новых условиях без дополнительных соглашений.
На какой процент возможно менять
Существует распространенный миф, что заказчик по своему усмотрению может изменить цену контракта в пределах определенного процента.
На самом деле в 44-ФЗ предусмотрена возможность увеличения цены контракта на 10%, но только пропорционально увеличению количества товаров, работ и услуг. Не допускается просто по своему усмотрению поднять цену на 10% без изменения количества.
То есть увеличение цены в данном случае будет вторичным по отношению к пересмотру объема поставки. При этом увеличение объема поставки необязательно должен сопровождать рост цены.
Важно учитывать, что не допускается поднимать цену на 10% только за счет увеличении поставки отдельной позиции (например, из 100 позиций, которые предполагаются к поставке, увеличить стоимость одной позиции).
Изменять поставляемую номенклатуру продукции при этом не допускается (например, нельзя исключать старые товары и включать новые). При неделимой закупке изменяется цена всех товаров сразу. Право изменить контракт нужно указать в закупочной документации и самом контракте.
Соответствующие изменения вносятся по соглашению сторон.
Пересмотреть цену в пределах 10% допускается и за счет пропорционального снижения объема товаров, работ и услуг. Правила и условия будут аналогичны тем, которые действуют при увеличении цены.
Для пересмотра объема поставки (например, из-за сокращения лимитов бюджетных обязательств) нужно учитывать установленные правила. В первую очередь, заказчик должен исполнить свои обязательства по контрактам на поставку товаров, необходимых для жизнеобеспечения граждан.
Это договоренности, предполагающие поставку продуктов питания, лекарств, топлива, услуг медицинской помощи и пр.
Сокращение объемов происходит с учетом размера снижения цены контракта и необходимости сохранения прибыли поставщика.
Такая прибыль не может превышать 1% от затрат поставщика на покупку полуфабрикатов и 20% – в отношении остальных затрат. Количество товаров, работ и услуг сокращается в размере, определяемом поставщиком.
Ему необходимо приложить расшифровку расходов, связанных с исполнением контракта, расчет и обоснование прибыли по нему.
Порядок действий
Если заказчик поменял цену контракта уже после его заключения, то вносить поправки в план-график не нужно. Такие правки вносятся только до начала закупочной процедуры или подписания контракта с единственным поставщиком. На это указано в требованиях, утвержденных Постановлением Правительства от 2015 года №554 и в ч. 8 ст. 16 44-ФЗ.
Для внесения изменений в сведения о контракте в ЕИС нужно придерживаться следующего порядка действий:
- Перейти в личном кабинете в реестр контрактов.
- Перейти во вкладку «Исполнение» и выбрать опцию «Внести изменения».
- В блоке с типом изменений во вкладке «Общая информация» указать сведения об изменениях контракта, в частности, цены.
- Заполнить поле «Основание для изменений».
- Заполнить все остальные данные и сохранить правки.
Дополнительное соглашение
Изменения в государственный контракт оформляют в виде дополнительного соглашения. В нем необходимо указать следующие аспекты:
- Наименование и реквизиты сторон государственного контракта.
- Реквизиты (дата и номер) контракта, в который вносятся изменения.
- Перечень внесенных изменений в контракт с указанием на то, что все прочие его положения остаются неизменными. Изменения могут быть внесены в объем поставки и цену контракта или только в цену.
- Ссылка на положения законодательства, которые допускают внесение изменений или подтверждают обязательность таких поправок.
- Подписи и печати сторон.
Если в результате изменения цены необходимо исправить величину ответственности за неисполнение контракта, то в допсоглашении необходимо установить новые размеры штрафа (например, цена контракта попала в диапазон до 3 млн р., а до этого превышала данный порог). Необходимость пересмотра величины штрафных санкций по государственному контракту опирается на ч. 2, 5, 8 ст. 34 44-ФЗ.
Дополнительное соглашение необходимо оформить в двух экземплярах, по одному для каждой из сторон. Данные экземпляры обладают равной юридической силой.
В течение 5 дней после изменения государственного контракта сведения перенаправляются в казначейство для включения в реестр контракта.
Именно эта организация отвечает за ведение реестра контрактов в ЕИС и включает соглашение в реестр по результатам проверки.При несоблюдении указанного требования о передаче допсоглашения в реестр в установленные сроки ответственное лицо оштрафуют на 20 тыс. р.
Ответственность за нарушение порядка пересмотра стоимости
При нарушении заказчиком порядка изменения цены ему грозит ответственность в виде штрафа.
Если лицо подпишет допсоглашение об уменьшении или увеличении стоимости по основаниям, которые не прописаны в 44-ФЗ, то его привлекут к административной ответственности по ч. 4, 5 ст. 7.32 КоАП на сумму от 20 тыс. р. или в двухкратном размере от дополнительно потраченных денежных средств из бюджета.
Загрузка…
Нажимая на кнопку отправить, вы даете согласие на обработку своих персональных данных.
Источник: https://pravo.team/zakupki/44/izmenenie-tseny.html
В каких случаях допускается изменение существенных и несущественных условий контракта по 44-фз?
Под изменением условий госконтракта по 44-ФЗ понимается внесение корректировок в соглашение между заказчиком и исполнителем. Законодательство допускает изменять существенные и несущественные условия договора, но только в исключительных ситуациях.
В каких случаях допускается
Условия государственного контракта по 44-ФЗ можно разделить на две крупные группы:
- Существенные.
- Несущественные.
Под корректировкой несущественных условий понимается изменение условий, которые не влияют на результат исполнения договора. Законодательство о контрактной системе и Гражданский кодекс не содержат определения несущественных условий.
Исходя из положений Главы 28 Гражданского кодекса, можно сделать вывод о том, что это такие параметры сделки, которые не являются важными для обеих сторон, никак не влияют на исполнение контракта и не требуют получения согласия от них. К таким условиям можно отнести:
- Платежные реквизиты сторон. Заказчик и поставщик могут на вполне законных основаниях изменять расчетные и корреспондентские счета, менять банковскую организацию для перечисления денег.
- Местонахождение учреждения и контактные сведения. Контакты в виде телефона, фактического адреса, электронного адреса можно поменять без предварительного согласия другой стороны.
- Арифметические и орфографические ошибки, которые были допущены при подписании документа. Это опечатки в названии, ФИО должностных и ответственных лиц, неправильные расчеты в спецификации или смете и пр.
Законодательно допускается изменение как несущественных, так и существенных условий как на этапе подписания, так и исполнения госконтракта. Но для этого следует строго придерживаться установленных правил.
Согласно ч. 4 ст. 7.32 КоАП, изменение условий госконтракта, если такая возможность не была предусмотрена российским законодательством, влечет за собой наложение штрафа на должностных лиц в размере 20 тыс. р.
и на юридических лиц – 200 тыс. р.
По правилам ч. 5 ст. 7.
32 КоАП изменение условий контракта и увеличение цены его исполнения, которое привело к росту расходов бюджета, грозит заказчику штрафом в двукратном размере от дополнительно израсходованных средств.
Можно ли изменить существенные условия контракта
В некоторых случаях условия контракта не подлежат изменению. Так, не допускается изменить госконтракт по 44-ФЗ по п. 1 ч. 1 ст. 95 при проведении запроса котировок (это также следует из Писем Минфина от 2021 года №24-03-07/79960, от 2021 года №24-03-07/73936).
Также по общим правилам не допускается изменение существенных условий госконтракта. В 44-ФЗ нет четкого определения того, что можно считать существенными условиями. Указанные данные прописаны только в Гражданском кодексе, на положения которого так же опираются проводимые закупки среди государственных и муниципальных заказчиков.
Согласно ст. 432 Гражданского кодекса, под существенными условиями понимаются условия о предмете договора, а также те, которые названы таковыми в тексте контракта или законодательных актах.
К существенным условиям можно отнести те, без которых договор считается недействительным, а также по которым должно быть достигнуто соглашение сторонами о том, что они являются существенными. В ст. 34 44-ФЗ перечислены некоторые обязательные условия контракта, без которых он будет считаться незаключенным. Поэтому содержащиеся в данной норме условия можно считать существенными.
Согласно ч. 1 ст. 34 44-ФЗ, госконтракт подписывается на условиях, которые предусмотрены извещением или приглашением принять участие в закупке, документацией о закупке и заявкой.
Из этого следует, что все условия, которые содержатся в этих документах, можно считать существенными.
В целом заказчикам рекомендовано указывать в договоре те условия, которые являются существенными и не подлежат изменению.
Это позволяет избегать спорных ситуаций в дальнейшем.
При исполнении госконтракта не допускается изменять такие условия, которые считаются существенными:
- Предмет закупки (в данном случае это конкретное наименование товаров, работ и услуг).
- Объем поставки товаров, работ и услуг.
- Порядок и сроки оплаты.
- Источники финансирования (по письму Минэкономразвития №Д28и-2286 от 2015 года).
- Исполнитель госконтракта (смена исполнителя договора недопустима по ч. 5 ст. 95 44-ФЗ). У данного основания есть одно исключение: если компания-поставщик была реорганизована путем преобразования, присоединения или слияния. В данном случае с учетом ч. 6 ст. 95 44-ФЗ допускается переход прав и обязанностей к новой организации.
- Сроки поставки товара по госконтракту, выполнения работ или оказания услуг.
- Цена контракта (на 10% и более).
- Ответственность сторон (размер штрафных санкций).
- Иные требования, которые были признаны сторонами в качестве существенных.
Хотя по общим правилам существенные условия должны оставаться неизменными, но в ст. 95 44-ФЗ прописаны исключения. Для того чтобы изменить существенные условия, подобная возможность должна быть предусмотрена заказчиком в контракте.
Так, допускается изменять такие условия, как:
- Цена договора по соглашению сторон без изменения объема поставки или оказанной услуги.
- Цена договора, если уменьшение или увеличение количества товара, объема работы или услуги составляет не более 10%.
- Цена договора, если изменились регулируемые тарифы (например, при закупках газа, воды и пр.).
- Цена и количество товара, сроки выполнения работы или услуги в случае, когда казенному учреждению уменьшили лимиты финансирования.
- Цена договора при изменении перечня услуг в случае лечения гражданина РФ за границей.
- Количество товара на сумму, которая не превышает разницы между ценой госконтракта, предложенной участником, и НМЦК, если право заказчика предусмотрено закупочной или аукционной документацией.
- Качественные, технические и функциональные параметры товара в сторону их совершенствования.
Стоит отметить, что указанные правки не допускается вносить в контракт на стадии его подписания. Такие изменения можно вносить только при его исполнении через подписание допсоглашения обеими сторонами. Делать корректировки в одностороннем порядке строго недопустимо.
Стоит также обратить внимание на рост НДС до 20% с 2021 года. Поэтому поставщики, которые заключили госконтракты до 2021 года, должны применять новую ставку.
Общая стоимость госконтракта при этом должна оставаться неизменной, а налог должен быть увеличен за счет поставщика. Это следует из Письма Минфина №24-03-07/61247 от 2021 года.
Указанное требование неприменимо для договоров, которые соответствуют критериям, утвержденным в Постановлении Правительства №1186 от 2013 года.
Для поставщика и заказчика нарушение существенных условий контракта грозит начислением штрафных санкций и пени либо ведет к расторжению госконтракта. Штрафы и пени для заказчиков и поставщиков определяются в соответствии с Постановлением Правительства №1042 от 2021 года.
Для поставщика одностороннее расторжение договора по инициативе заказчика из-за нарушения существенных условий может привести к включению информации о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков.
Порядок изменения условий на этапе заключения
Необходимость изменить условия по госконтракту может возникнуть как на этапе его заключения, так и исполнения. В зависимости от стадии, на которой вносятся коррективы, условия контракта изменяются по разному алгоритму.
До того как контракт еще не был подписан, он имеет статус проекта договора, и его положения еще не приобретают юридическую силу. Условия госконтракта подлежат изменению по следующему алгоритму:
- Заказчик направляет в адрес поставщика проект контракта, который тот должен подписать в установленные сроки. Если заказчик после этого обнаружил какие-то технические ошибки или иные недочеты, то законодательство позволяет ему отозвать проект договора на доработку и только потом направить правильную откорректированную версию поставщику.
- Поставщик направляет в адрес заказчика протокол разногласий, в котором указывается на необходимость изменения условий в проекте контракта с указанием причины. Например, из-за того, что у поставщика поменялись реквизиты. При проведении закупки в электронном виде протокол также направляется через ЭТП в электронном формате.
- В случае согласия с предложенными коррективами по протоколу разногласий заказчик изменяет госконтракт и отправляет повторно доработанную версию договора на подписание победителю закупки.
Если же предложенные изменения по протоколу разногласий являются недопустимыми, то заказчик предоставляет участнику официальный письменный отказ от внесения изменений. В этом случае поставщику остается подписать контракт в установленные сроки, иначе он будет признан уклонившимся от заключения договора, и информация о нем должна быть передана в реестр недобросовестных поставщиков. Если он не согласен с решением заказчика, то может обжаловать его действия в ФАС или в судебном порядке.
Корректировки в ошибочный договор вносятся только после его публикации в ЕИС. Если неточность является несущественной и никак не повлияет на результаты исполнения договора и не приведет к наложению штрафных санкций, то сторонам лучше ее проигнорировать.
Порядок изменения условий на этапе исполнения контракта
Изменить несущественные условия контракта по 44-ФЗ допускается и на этапе исполнения госконтракта. Для этого необходимо придерживаться такого алгоритма действий:
- Сторона, которая выступает инициатором внесения изменений, направляет второй стороне соответствующее уведомление о необходимости корректировок. В нем содержится указание на основания для изменения договора с учетом норм гражданско-правового законодательства и ФЗ-44.
- Вторая сторона после анализа поступившего предложения выносит решение и передает его в письменной форме. Соблюдение письменной формы в данном случае обязательно. Если отказ будет необоснованным, то инициатор внесения изменений может обжаловать его в судебном порядке.
- Стороны подписывают дополнительное соглашение о внесении изменений в госконтракт, если это допустимо его условиями и законодательством. Дополнительное соглашение составляется в свободной форме и содержит указание на стороны договора (заказчика и поставщика), реквизиты изменяемого контракта, указание на пункты договора, которые подлежат изменениям и их интерпретация в новой редакции.
- Заказчик размещает акт о корректировке подписанного ранее договора в ЕИС в установленные сроки.
В какой срок нужно опубликовать изменения в контракте в открытом доступе
Изменения в госконтракте в обязательном порядке следует размещать в ЕИС.
Согласно ч. 26 ст. 95 44-ФЗ, сведения об изменении государственного контракта или о его расторжении размещается в ЕИС в течение 1 рабочего дня, который следует за датой его изменения.
Информация не передается в ЕИС только в случае, если госконтракт содержит государственную тайну.
Согласно ч. 3 ст.
103 44-ФЗ, заказчик в течение 3 рабочих дней после изменения контракта обязан передать сведения об этом в федеральное казначейство.
Таким образом, несущественные условия контракта, которые никак не повлияют на ход и результаты его исполнения, допускается изменять в упрощенном порядке. В случае если речь идет о существенных условиях, то по общим правилам они должны оставаться неизменными.Перечень исключений из указанного порядка, когда допускается внесение правок, содержится в ст. 95 44-ФЗ. Внесенные изменения должны быть зафиксированы в письменной форме в виде дополнительного соглашения, которое подписывается обеими сторонами.
Если заказчик внесет изменения в существенные условия госконтракта вопреки установленным правилам, то ему грозит административная ответственность.
Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно!
+7 (499) 110-86-72
Москва и область
Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/izmenenie-uslovij.html
Изменение стоимости договора после выполнения проекта
> Архив блога > Изменение стоимости договора после выполнения проекта
версия статьи
Изменение цены заключенного договора на оказание услуг после фактического выполнения всех обязательств – достаточно частое явление, встречающееся в договорной практике. Причины появления подобных ситуаций могут быть различные.
Настаивать на изменении оговоренной в подписанном соглашении стоимости может как исполнитель, так и заказчик. Бывают обоснованные случаи, когда увеличиваются затраты на оказание услуги, или возникает потребность в расширении первоначального перечня выполняемых работ.
Но возможны ситуации, при которых заказчик настаивает на снижении цены договора при прежнем объеме услуг.
Нередко по причине неактуальности и низкой востребованности достигнутого результата заказчики стремятся переложить расходы на реализацию проекта на исполнителя.
В нашей статье мы рассмотрим различные варианты изменения стоимости, а также возможные действия по защите своих интересов в договорных отношениях.
Определение стоимости договора
В процессе согласования и заключения договора участники соглашения оговаривают порядок формирования цены и порядок выплат. Стоимость работ складывается из следующих факторов:
- фактически понесенных подрядчиком затрат на приобретение материалов, оплаты услуг специалистов;
- нормы прибыли, определенной исполнителем за реализацию проекта.
Цена в договоре может быть следующих видов:
- твердой – такая стоимость остается фиксированной независимо от возникших обстоятельств, в том числе при изменении объема оказываемых услуг или увеличения сметы;
- ориентировочной – данный показатель при наступлении определенных обстоятельств может пересматриваться. Например, в случаях роста расходов, возникшей потребности проведения дополнительных работ, не оговоренных условиями договора;
- комбинированной – подобная цена складывается из твердой и плавающей (в зависимости от выполнения KPI), обычно стороны соглашения определяются с ценовым диапазоном – от минимального показателя до максимального.
Стоимость договора может быть выражена в конкретной цене, либо порядок формирования цены задается в виде формул, индекса или других видов расчета. В договорной практике чаще всего система подсчета расходов предоставляется в виде сметы.
Входит ли цена в число обязательных условий договора?
Сегодня практически невозможно встретить заключенный договор между сторонами без указания стоимости предоставляемых услуг. Однако на практике обязательное присутствие в соглашении твердой или приблизительной цены остается во многом спорным вопросом.
В статье 709 ГК РФ оговаривается случай, когда стоимость не указывается в договоре. В такой ситуации, согласно утвержденному законодательству, цена может оговариваться правилами, приведенными в статье 424 ГК РФ. Подобное допущение отсутствия стоимости является причиной оспаривания ряда вынесенных решений арбитражных судов.
Заказчик хочет изменить стоимость договора
Рассмотрим частный случай: объем работ исполнителем был выполнен согласно заключенному договору, но заказчик настаивает на снижении стоимости услуг. В каких ситуациях подобные действия являются правоверными?
В процессе оказания услуг возможны увеличение временного интервала, объема используемых комплектующих и расходных материалов (например, при закупке иностранного оборудования для выполнения проекта при значительном падении курса рубля), расходов на закупку и оплату труда привлеченных специалистов, корректировка перечня требуемых работ.
В соответствии с указанными причинами в законодательстве предусматриваются варианты изменения стоимости договора и подписания дополнительного соглашения. Но остановимся подробнее на тех моментах, когда цена может быть уменьшена по требованию заказчика:
- твердая стоимость – по взаимному согласию сторон, либо в случаях, неудовлетворительного качества работ;
- ориентировочная стоимость – по достигнутому соглашению между сторонами, или в тех случаях, когда смета или оговоренный объем услуг были сокращены, а также по требованию заказчика при выявлении недостатков.
ВАЖНО: Заказчик не вправе самостоятельно по своему усмотрению без причины уменьшить стоимость заключенного Договора.
В договорной практике возникают ситуации, при которых фактические расходы, понесенные исполнителем, оказываются ниже приведенных в смете.
Статья 710 ГК РФ определяет, что сэкономленные в процессе оказания услуг денежные средства исполнитель может не возвращать заказчику. Однако все зависит от способов, которые используются для сокращения затрат.
В тех случаях, когда применяемые методы негативно сказываются на качестве услуги, то это вызывает обоснованные претензии заказчика.
Существуют определенные критерии, выработанные в судебной практике, которые позволяют разграничивать случаи реальной экономии и варианты мошенничества.Сэкономленные денежные средства не подлежат возврату в тех случаях, когда экономия достигается за счет повышения эффективности действий, использования современных технологий, других способов, не оказывающих прямого влияния на качество предоставляемых услуг и не влекущих нанесение ущерба.
В остальных случаях заказчик вправе требовать пересмотра стоимости подписанного договора. Однако факт неудовлетворительного качества работы необходимо предварительно доказать.
Заказчик при завершении оказания услуг должен оценить их качество и объем, в том числе с помощью проведения независимой экспертизы. При выявлении недостатков со стороны заказчика должна быть направлена претензия. Сроки подачи данного документа оговариваются в тексте договора, как правило, это не более 10 дней.
Если письменная претензия в адрес исполнителя направлена не была, то услуги считаются оказанными в полном объеме. В случае отказа от подписания акта выполненных работ законодательство позволяет исполнителю подписать акта КС-2 в одностороннем порядке.
А заказчик будет вынужден будет доказать обоснованность претензий в судебных инстанциях.
Заказчик хочет взыскать средства с исполнителя
Ситуация следующая: заказчик не смог воспользоваться результатом услуги и хочет взыскать с исполнителя денежные средства.
Согласно действующему законодательству, если заказчик подписал акты выполненных работ, не предъявил обоснованных претензий к качеству оказанных услуг, а исполнитель выполнил работы в полном объеме в установленные договором сроки, то законных оснований для предъявления требований по возврату средств нет. В таких случаях услуга считается оказанной.
Возмещение затрат возможно только при наличии обоснованной претензии от заказчика с перечнем имеющихся недостатков и предъявлением доказательств неудовлетворительного качества.
Как Исполнителю обезопасить себя от изменения цены Договора?
- Подпишите промежуточные акты, акт выполненных работ и акт сверки расчетов – это позволит подтвердить факт принятия работ по договору и наличие задолженности перед исполнителем;
- Внимательно изучите заключаемый Договор на предмет риска и возможность закрытия контракта без последствий (штрафов, пеней и т.д.);
- Не заключать невыполнимые Договоры или заведомо невыгодные договоры (например, на государственных тендерах);
- Использовать только официальный формат общения с Заказчиком: указанную в Договоре электронную почту, контактные телефоны;
- Быть готовым в случае неплатежей направить письменную претензию и обратиться в Суд для принудительного взыскания задолженности.
Подписывайтесь на наши группы в социальных сетях . Мы ответим на все поступающие вопросы. Только правда про финансы.
08.02.2021
← Архив новостей
Источник: https://ce-na.ru/news/izmenenie-stoimosti-dogovora-posle-vypolneniya-proekta/