+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Кем формируется избирательная комиссия

Содержание

Территориальная избирательная комиссия: правовой статус, порядок формирования и компетенция

Кем формируется избирательная комиссия

Избирательные комиссии — независимые коллегиальные органы, формируемые в соответствии с избирательным законодательством, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов различного уровня. При проведении референдумов избирательные комиссии действуют в качестве комиссий референдума.

В соответствии с избирательным законодательством избирательные комиссии самостоятельны и независимы от органов гос. власти, органов МС и общественных объединений, однако на практике случаи вмешательства постоянны.

В Российской Федерации действует сложная и неоднородная система:

  • Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК России) — работает на постоянной основе, возглавляет систему избирательных комиссий, организует выборы федерального уровня (выборы Президента РФ, выборы депутатов ГД).
  • Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации (ИКСы России) — действуют на постоянной основе, участвуют в организации федеральных выборов, организуют региональные выборы (выборы депутатов законодательных органов).
  • Территориальные избирательные комиссии — действуют на постоянной основе, формируются на территории городов и районов, участвуют в организации федеральных и региональных выборов, на них могут возлагаться полномочия изб. комиссий МО.
  • Избирательные комиссии муниципальных образований — действуют на постоянной основе, формируются на территории МО (муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений). Организуют выборы в органы МС (муниципальные выборы), местные референдумы и ания. На них могут возлагаться полномочия территориальных избирательных комиссий.
  • Окружные избирательные комиссии — формируются незадолго до начала избирательной кампании при проведении выборов депутатов представительного органа по одномандатным или многомандатным избирательным округам на срок полномочий представительного органа, участвуют в проведении выборов депутатов регионального или местного уровня, проводимых по мажоритарной или смешанной избирательной системе. Окружная комиссия может не формироваться, если её полномочия возлагаются на комиссию другого уровня.
  • Участковые избирательные комиссии — формируются сроком на 5 лет (обычно примерно за месяц до дня ания) на территориях избирательных участков при проведении выборов любого уровня, их полномочия истекают не ранее, чем через 10 дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума. На эти комиссии ложится непосредственная работа по организации ания и подсчета избирателей.

Формирование

Избирательные комиссии состоят из нескольких членов с правом решающего голоса, формируются представительными и исполнительными органами соответствующего уровня или вышестоящими избирательными комиссиями с учетом предложений ПП.

Избирательные комиссии субъектов РФ формируются законодательным и исполнительным органами субъекта РФ с учетом предложений ЦИК России. Избирательные комиссии МО формируются представительными органами МО с учетом предложений избирательной.

Все вышеуказанные избирательные комиссии, за исключением окружных, являются постоянно действующими.

Порядок работы

Должностные лица избирательной комиссии — председатель, заместитель председателя, секретарь. Председатели избирательных комиссий в зависимости от уровня комиссии назначаются вышестоящими комиссиями или избираются самими комиссиями по предложениям вышестоящих комиссий из состава комиссий.

Заместители председателей и секретари комиссий избираются комиссиями из своего состава. Решения избирательных комиссий по всем вопросам принимаются на заседаниях, ключевые решения по вопросам организации избирательного процесса принимаются большинством от установленной численности комиссии.

Протоколы об итогах ания, о результатах выборов подписываются всеми членами избирательной комиссии.

> Понятие и правовой статус территориальных избирательных комиссий в системе избирательных комиссий РФ

Избирательные комиссии не образуют жесткую, строго централизованную систему комиссий для проведения всех выборов в Российской Федерации.

Федеральные законы о выборах устанавливают соподчиненность и распределение полномочий между комиссиями только применительно к проведению выборов в федеральные органы государственной власти Дмитриев Ю.А., Исраелян В.Б. Избирательное право. Учебник. – М.: ЗАО “Юстицинформ”, 2008..

Так, ЦИК России является вышестоящей комиссией для всех других комиссий только при проведении выборов в Государственную Думу и Президента РФ.

Взаимосвязи и полномочия избирательных комиссий при выборах в органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления устанавливаются законами субъектов РФ.

Таким образом, при проведении выборов действует определенная система избирательных комиссий, структура и полномочия которой предопределяются уровнем и видом выборов в соответствии с федеральным законом или законом субъекта РФ.

Избирательные комиссии Российской Федерации представляют собой стройную, гибкую систему, приспособленную к выборам органов власти различного уровня.

Как и всякая сложная социальная структура, система избирательных комиссий – не просто сумма составляющих ее элементов, а слаженный “организм”, части которого взаимодействуют друг с другом в формах, четко указанных в законах. Иванченко А.В. Избирательные комиссии в Российской Федерации: история, теория, практика. М., 1996. С. 7.

В соответствии с п. 21 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ” под избирательной комиссией понимается коллегиальный орган, формируемый в порядке и в сроки, которые установлены законом, организующий и обеспечивающий подготовку и проведение выборов.

Таким образом, избирательные комиссии формально являются независимыми органами, не входящими ни в одну из трех ветвей власти и имеющими специальные функции, связанные с организацией выборов.

За избирательными комиссиями закреплена роль арбитра, независимого и беспристрастного организатора конкурентной политической борьбы, институционализированной в форме избирательного процесса.

В рамках нашего исследования представляется необходимым определение понятия правового статуса комиссии и его основных составляющих категорий.

Теория права не предусматривает единой универсальной трактовки данного понятия, равно как и действующие нормативные акты также не регламентируют указанного понятии.

В связи с отсутствием легального определения понятия “правовой статус”, оно формируется специалистами применительно к каждой отдельной ситуации.

Наиболее распространено восприятие правового статуса в качестве совокупности законодательных требований, определяющих положение конкретного субъекта в совокупности правоотношений. В этой связи зачастую структура правового статуса включает в себя следующие категории:

обязанности;

ответственность субъекта.

Источник: https://nauet.ru/territorial-electoral-commission-legal-status-order-of-formation-and-competence/

Центральная избирательная комиссия РФ. Досье

Кем формируется избирательная комиссия

ТАСС-ДОСЬЕ. 27 марта 2021 г. истекает пятилетний срок полномочий действующего шестого состава Центральной избирательной комиссии (ЦИК) РФ. 28 марта состоится первое заседание ее нового состава, в ходе которого будет избран новый председатель Центризбиркома. Владимир Чуров, возглавлявший комиссию с 2007 г., не был назначен на новый срок.

Центральная избирательная комиссия – государственный коллегиальный орган, главная задача которого состоит в организации проведения выборов и референдумов в России. Порядок формирования и статус комиссии установлен федеральным законом “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” от 12 июня 2002 г. и другими законодательными актами.

Полномочия комиссии

Центральная избирательная комиссия осуществляет контроль за соблюдением избирательных прав граждан РФ, обеспечивает подготовку и проведение выборов и референдумов, организует их финансирование и контролирует распределение бюджетных средств, осуществляет проверку поступления и расходовании средств кандидатов, устанавливает итоги ания, а также оказывает правовую, организационно-техническую и иную помощь избирательным комиссиям. Также к полномочиям ЦИК относится развитие российской избирательной системы, внедрение средств автоматизации на выборах, рассмотрение жалоб на решения избиркомов субъектов Федерации и др.

История

Центральная избирательная комиссия по выборам в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации образована указом президента РФ Бориса Ельцина от 24 сентября 1993 г.Первый состав комиссии – 20 человек – был утвержден главой государства 29 сентября 1993 г.

Десять из них – по предложению региональных парламентов, десять – органов исполнительной власти субъектов РФ. Обязательным условием являлось наличие у претендентов высшего юридического образования либо ученой степени в области права (затем, с 2007 г. требовалось высшее образование).После проведения парламентских выборов в декабре 1993 г.

ведомство было переименовано в Центральную избирательную комиссию РФ. Федеральный закон “Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации” от 6 декабря 1994 г.

установил, что ЦИК действует на постоянной основе и осуществляет руководство деятельностью избиркомов по выборам президента, депутатов Госдумы, иных федеральных госорганов, а также по проведению референдума РФ.

Срок полномочий комиссии был определен в четыре года, а количество ее членов сокращено до 15 человек, пять из которых назначаются Госдумой, пять – Советом Федерации и пять – президентом РФ.

В декабре 1994 г. – марте 1995 г. был сформирован новый состав ЦИК. Впоследствии комиссия формировалась каждые четыре года – в 1999, 2003, 2007 и 2011 гг. В 2010 г. срок полномочий ЦИК был увеличен до пяти лет, в соответствии с этим ее шестой состав работал с 2011 г. по 2021 г.

Руководители ЦИК

С момента образования в Центризбиркоме сменилось четыре председателя. Первым руководителем комиссии в сентябре 1993 г. стал заместитель главы Верховного Совета РФ Николай Рябов (переизбран в марте 1995 г.). Во главе ЦИК осуществлял организацию парламентских выборов в 1993 и 1995 гг., а также президентских в 1996 г.

В ноябре 1996 г., после назначения Рябова послом РФ в Чешской Республике, главой ЦИК был избран Александр Иванченко. Он руководил Центризбиркомом три года, в течение которых в России не было проведено ни одной федеральной избирательной кампании. В 1999 г.

Иванченко возглавил совет директоров Независимого института выборов, позднее – Центр обучения избирательным технологиям при ЦИК.Третий состав Центризбиркома РФ в марте 1999 г. избрал председателем Александра Вешнякова, который проработал на этом посту до 2007 г. При нем были проведены четыре избирательные кампании: в 1999 и 2003 гг.

– выборы в Госдуму, в 2000 и 2004 гг. – президентские выборы. В 2007 г. не вошел в пятый состав комиссии, спустя год был назначен послом РФ в Латвии.

Место председателя ЦИК в марте 2007 г. занял Владимир Чуров (переизбран в марте 2011 г.).

Осуществлял руководство проведением парламентских (2007, 2011) и президентских выборов (2008, 2012). В 2021 г., при формировании нового состава ЦИК, не был включен в число его членов.

Состав и структура ЦИК

Комиссия состоит из 15 членов с правом решающего голоса. Пять из них назначаются Госдумой РФ из числа кандидатур, предложенных фракциями и депутатскими объединениями. Пять – Совет Федерации по предложению руководителей и парламентов субъектов РФ. Еще пять членов ЦИК назначает своим указом глава государства.

Комиссия тайным анием избирает из своего состава председателя, его заместителей и секретаря ЦИК РФ.Также в состав ЦИК входят члены с правом совещательного голоса. Они могут участвовать в заседаниях комиссии, однако не вправе ать по тем или иным вопросам, рассматриваемым ЦИК.

Это представители участвующих в парламентских выборах партий, зарегистрированных кандидатов на пост президента РФ, а также инициативных групп по проведению референдума.Обеспечение деятельности комиссии и исполнение принятых ею решений возложено на аппарат ЦИК. В его составе, согласно штатному расписанию, – 277 человек.

При Центризбиркоме созданы Федеральный центр информатизации, который занимается информационным обеспечением деятельности ЦИК, а также созданием и эксплуатацией Государственной автоматизированной системы “Выборы” (ГАС “Выборы”).

Также при ЦИК действуют Российский центр обучения избирательным технологиям, Контрольно-ревизионная служба и Общественный научно-методический консультативный совет.

Новый состав комиссии

Седьмой состав ЦИК России был сформирован в феврале – марте 2021 г., при этом комиссия обновилась на 60%. Шесть членов шестого состава были назначены на новый срок.

Из них по квоте Госдумы – Евгений Колюшин и Валерий Крюков; Совета Федерации – Майя Гришина, Сиябшах Шапиев и Антон Лопатин; по квоте главы государства – Борис Эбзеев.

Новыми членами комиссии стали девять человек, в том числе бывшие уполномоченный по правам человека в РФ Элла Памфилова (2014-2021), вице-спикер Госдумы Николай Левичев (2011-2021), сенатор Николай Булаев (2015-2021) и др.

Первые выборы, которые предстоит провести новому составу ЦИК, состоятся 18 сентября 2021 г. В этот день в России пройдет единый день ания, совмещенный с выборами депутатов Госдумы РФ седьмого созыва.
Срок полномочий седьмого состава ЦИК истекает в марте 2021 г.

Сайт Центризбиркома – http://cikrf.ru/

Источник: https://tass.ru/info/2714356

Кем формируется избирательная комиссия

Кем формируется избирательная комиссия

Закон содержит требования, которым должен соответствовать член избирательной комиссии. Если избиратели в своей просьбе укажут какие требования препятствуют исполнению членом комиссии своих обязанностей, то в связи с вновь открывшимися обстоятельствами, вышестоящей избирательной комиссией может быть рассмотрен вопрос о замене такого члена комиссии.

ОТВЕТ2:

Избирательные комиссии формируются на основе предложений политических партий, представленных в Государственной Думе Российской Федерации, в законодательных органах государственной власти субъектов федерации и в представительных органах местного самоуправления.[1]

При формировании окружных, территориальных и участковых избирательных комиссий, а также комиссий муниципальных образований принимаются предложения от собраний избирателей по месту жительства, работы, службы или учебы.

Сама комиссия должна довести до сведения избирателей график своей работы, и ближе ко дню ания (еще раз или неоднократно) известить избирателей о времени и месте ания (обычно такие извещения рассылаются по адресам места жительства избирателей);

____________ 1 См.

: постановление Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 7 октября 2005 года № 155/1034-4 «О работе избирательных комиссий Архангельской, Калининградской, Камчатской и Мурманской областей по обеспечению избирательных прав граждан Российской Федерации, находящихся в труднодоступных и отдаленных местностях, а также на судах, находящихся в день ания в плавании» // Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2005.

Российской Федерации, соответствующими должностными лицами.

5. Вышестоящая комиссия обязана назначить не менее одной второй от общего числа членов участковой комиссии на основе поступивших предложений:

а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации;

б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъекта Российской Федерации;

в) избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.

6.

Кем формируется центральная избирательная комиссия рф

Единственное исключение — Президент РФ, который назначает пять членов Центральной избирательной комиссии РФ абсолютно свободно. Что касается Государственной Думы и Совета Федерации, то они ограничены законом, но в минимальной степени.

Государственная Дума назначает пять членов Центральной избирательной комиссии РФ из числа кандидатур, предложенных ее же фракциями, иными депутатскими объединениями, а также депутатами, при этом от одного депутатского объединения может быть назначено не более одного представителя. Совет Федерации назначает пять членов Центральной избирательной комиссии РФ из числа кандидатур, предложенных законодательными органами и высшими должностными лицами субъектов РФ.

Для других избирательных комиссий субъекты выдвижения кандидатур и правила формирования в основном сходны.

Кем формируется центральная избирательная комиссия

Следует отметить, что на практике официальная публикация результатов происходит гораздо быстрее, поэтому и срок полномочий комиссий обычно короче максимально допустимого.

Однако в случае обжалования или опротестования итогов ания на конкретном избирательном участке или участке референдума, связанного с нарушениями, допущенными участковой комиссией при организации ания или подсчета , ее полномочия сохраняются до вынесения решения по жалобе вышестоящей избирательной комиссии, либо вступления в силу решения суда.

3. Число членов участковой комиссии зависит от числа избирателей, зарегистрированных на данном избирательном участке, и должно быть достаточным для того, чтобы обеспечить надлежащую организацию ания и выдачу бюллетеней в помещении для ания, обеспечение учета заявлений и ания вне помещения для ания.

Кем формируется центральная избирательная комиссия российской федерации

РФ (т.е. каждый назначает половину членов комиссии). Избирательные комиссии муниципальных образований формируются представительными органами этих муниципальных образований.

Остальные избирательные комиссии (окружные, территориальные, участковые) формируются вышестоящими комиссиями: территориальные комиссии (кроме комиссий, созданных для руководства зарубежными участковыми комиссиями) — комиссиями субъектов РФ; окружные — в зависимости от уровня выборов комиссиями субъектов РФ или комиссиями муниципальных образований; участковые — в зависимости от уровня выборов и местных условий территориальными, окружными комиссиями или комиссиями муниципальных образований.

Органы, формирующие избирательную комиссию, должны назначать ее членов с правом решающего голоса не произвольно, а на основании поступивших к ним предложений от предусмотренных законом субъектов выдвижения.

Кем формируются участковые избирательные комиссии

б) подробно порядок работы участковой комиссии по уточнению списка и ознакомлению с ним избирателей изложен в пунктах 14–17 статьи 17 комментируемого Федерального закона;

в) поскольку помещения для ания обычно располагаются в муниципальных или государственных учреждениях (школы, другие учебные заведения, дом культуры и прочее), их окончательное оборудование и подготовку участковая комиссия обеспечивает накануне дня ания в соответствии с требованиями статьи 61 комментируемого Федерального закона;

г) информирование избирателей о кандидатах, избирательных объединениях, зарегистрировавших списки кандидатов, а также о вопросах референдума осуществляется участковой комиссией путем размещения соответствующих сведений на информационных стендах в помещении для ания или непосредственно перед ним в виде плакатов, публикаций в печатных изданиях и т.п.

Внимание В то же время видно, что сама власть не заинтересована в участии гражданского общества в этом процессе и делает все, чтобы погасить изредка возникающую инициативу.

На практике формированием избирательных комиссий занимаются исполнительные органы, где обычно существуют отделы или управления, непосредственно связанные с организацией выборов.

Эти отделы и подбирают кандидатуры, а затем распределяют, какие организации или собрания должны их официально выдвинуть.

При этом часто такая «разнарядка» делается настолько формально, что выдвигаемые кандидатуры не имеют и малейшего отношения к субъектам выдвижения.

В результате обычной является ситуация, когда в избирательную комиссию нет конкурса: сколько мест, столько и кандидатур.

И орган, формирующий комиссию, просто и без особых затей утверждает эти кандидатуры.

Императором, было Особое делопроизводство по выборам в Государственную Думу, образованное в составе Министерства внутренних дел.

Для проверки правильности выборов и рассмотрения заявлений и жалоб по делам о выборах создавались губернские и уездные по делам о выборах комиссии.

Губернские комиссии образовывались под руководством председателя окружного суда из предводителя дворянства уезда губернского города, председателя губернской земской или по делам земского хозяйства управы, городского головы губернского города или лица, его замещающего, одного из членов окружного суда по решению его общего собрания, непременного члена губернского по земским и городским или по городским делам присутствия, одного из непременных членов губернского присутствия или губернского по крестьянским делам присутствия по назначению губернатора, и старшего советника губернского правления.

Статья 13. Избирательная комиссия муниципального образования

Избирательная комиссия муниципального образования в составе не менее семи членов комиссии формируется представительным органом местного самоуправления, а при его отсутствии главой муниципального образования или органом (должностным лицом) местного самоуправления, уполномоченным уставом муниципального образования либо решением суда, из числа лиц, предложенных органами местного самоуправления, общественными объединениями, собраниями избирателей по месту работы, службы, учебы или жительства, не позднее чем за 75 дней до дня выборов и утверждается указанным органом местного самоуправления.

Если же число кандидатур оказывается больше, чем число мест в комиссии (чаще всего это бывает при формировании комиссии субъекта РФ), то это скорее всего означает, что, помимо кандидатур, подобранных исполнительной властью, есть те, кто выдвинут по собственной инициативе или по инициативе своей организации. Однако орган, формирующий комиссию, легко отличает первых от вторых, и вторые почти всегда отсекаются, даже если по всем параметрам (возраст, образование, опыт работы) они предпочтительнее первых.

Особая ситуация с участковыми избирательными комиссиями. Как и в советское время, они чаще всего формируются на базе трудовых коллективов.

С одной стороны, это позволяет им более или менее слаженно работать в день ания, в то время как у членов участковой комиссии, ранее между собой незнакомых, практически нет возможности сработаться.

В принципе при желании сделать все это можно.

Когда комиссия сформирована, требовать изменения ее состава уже или расформирования очень сложно. Избирательная комиссия может быть расформирована по решению суда по инициативе депутатов Государственной Думы Российской Федерации, законодательных собраний субъектов федерации и представительных органов местного самоуправления либо по инициативе вышестоящих избирательных комиссий.[4]

Совет: однако ничего невозможного нет. Если у Вас есть достаточные основания полагать, что состав комиссии не будет способствовать проведению честных и справедливых выборов в соответствии с законом, нужно немедленно начать об этом говорить, писать официальные заявления, сообщать в интернете и в СМИ.

Кем формируется избирательная комиссия рф

Федерации действует сложная и неоднородная система избирательных комиссий.

  • Центральная избирательная комиссия Российской Федерации (ЦИК России) — работает на постоянной основе, возглавляет систему избирательных комиссий, организует выборы федерального уровня (выборы Президента Российской Федерации, выборы депутатов Государственной Думы).
  • Избирательные комиссии субъектов Российской Федерации (ИКСы России) — действуют на постоянной основе, участвуют в организации федеральных выборов на территории своего субъекта РФ, организуют региональные выборы (выборы депутатов законодательных органов, выборы губернаторов), региональные референдумы.
  • Территориальные избирательные комиссии — действуют на постоянной основе, формируются на территории городов и районов, участвуют в организации федеральных и региональных выборов в пределах своей территории.

Кем формируется избирательная комиссия муниципального образования

Так, участковые комиссии являются нижестоящими по отношению ко всем иным комиссиям, составляя организационный фундамент системы избирательных комиссий в Российской Федерации.

Они образуются только для проведения конкретных выборов или референдума.

Комментируемый Федеральный закон прямо определил целевое назначение комиссий – обеспечение решающего момента избирательной кампании, кампании референдума, т.е.

процесса ания и подсчета . Участковые комиссии действуют только на непостоянной (временной) основе и имеют самый короткий по сравнению с другими комиссиями срок полномочий.

Комментируемый Федеральный закон впервые предусмотрел возможность возложения полномочий участковых комиссий на другие избирательные комиссии.

Это возможно только при проведении выборов в органы местного самоуправления или при проведении местного референдума.

В Тобольской и Томской губерниях уездные комиссии образовывались из председателя уездного съезда крестьянских начальников, городского головы или городского старосты, и одного из крестьянских начальников по решению уездного съезда[2].

Избирательные комиссии в зарубежных странах[править | править код]

В различных зарубежных государствах применяются разные подходы к организации выборов. В США и странах Западной Европы организация выборов возложена на исполнительную власть, в странах Восточной Европы и государствах — бывших союзных республиках организация выборов возложена на независимые избирательные комиссии.

См

— Могут ли собрания жителей (напр. ТСЖ) направить членов с совещательным голосом и наблюдателей на выборы, если их кандидатуру в члены УИК с правом решающего голоса не пропустит ТИК?

Нет, не могут. Членов избирательных комиссий с правом совещательного голоса и наблюдателей вправе назначить политические партии. зарегистрировавшие избирательные списки.

— Кому я могу высказать пожелания и предложения, чтобы на следующие выборы в комиссию включили других людей?

Участковые избирательные комиссии формируются территориальной или иной вышестоящей избирательной комиссией непосредственно перед каждыми выборами в сроки, установленные соответствующими законами (например, на муниципальных выборах в Московской области за 30-28 дней до дня ания).

Центральная избирательная комиссия формируется кем

Кроме вышестоящих комиссий правом формирования участковых комиссий обладают определенные должностные лица: капитаны судов – при образовании участковой комиссии на судне 1 , находящемся в плавании, начальники полярных станций, руководители дипломатических представительств и миссий – при образовании участковых комиссий за пределами территории Российской Федерации. В этих случаях комиссии формируются преимущественно на основе предложений собраний избирателей по месту их работы.

Источник: https://59agmr.top/kem-formiruetsya-izbiratelnaya-komissiya

Образование и полномочия избирательных комиссий

Кем формируется избирательная комиссия

Ст. 20 Федеральный закон от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” определяет систему и статус избирательных комиссий, комиссий референдума.

В РФ действуют следующие избирательные комиссии, комиссии референдума:

    1. Центральная избирательная комиссия РФ;
    2. избирательные комиссии субъектов РФ;
    3. избирательные комиссии муниципальных образований;
    4. окружные избирательные комиссии;
    5. территориальные (районные, городские и другие) комиссии;
    6. участковые комиссии.

При проведении соответствующих референдумов Центральная избирательная комиссия РФ, избирательные комиссии субъектов РФ, избирательные комиссии муниципальных образований, территориальные избирательные комиссии действуют в качестве комиссий референдума. Иные избирательные комиссии могут действовать в качестве комиссий референдума по решению соответствующих вышестоящих избирательных комиссий.

Комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ, осуществляют подготовку и проведение выборов и референдумов в РФ.

Образование избирательных комиссий

Согласно ст.

21 ФЗ Центральная избирательная комиссия Российской Федерации является федеральным государственным органом, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации действует на постоянной основе и является юридическим лицом.

Срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации составляет пять лет.

Если срок полномочий Центральной избирательной комиссии Российской Федерации истекает в период избирательной кампании, в период со дня назначения референдума Российской Федерации и до окончания кампании референдума, которые организует Центральная избирательная комиссия Российской Федерации, срок ее полномочий продлевается до окончания этой избирательной кампании, кампании референдума.

Согласно ст.

22 ФЗ избирательные комиссии субъектов Российской Федерации, избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации. Формирование указанных избирательных комиссий осуществляется также на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, которым переданы депутатские мандаты в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, предусмотренным пунктом 17 статьи 35 настоящего Федерального закона, предложений других политических партий и иных общественных объединений.

Избирательные комиссии муниципальных образований, окружные избирательные комиссии по выборам в органы местного самоуправления, территориальные, участковые комиссии формируются на основе предложений, указанных в п. 1 настоящей статьи, а также предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.

Комиссии обязаны в пределах своей компетенции:

    • рассматривать поступившие к ним в период избирательной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона,
    • проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню ания, а по обращениям, поступившим в день ания или в день, следующий за днем ания, – немедленно.

Если факты, содержащиеся в обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если обращение указывает на нарушение закона кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, эти кандидат, избирательное объединение, инициативная группа по проведению референдума или его (ее) уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступившем обращении и вправе давать объяснения по существу обращения.

Комиссии вправе, в том числе в связи с перечисленными выше обращениями:

    • обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти.

В случае нарушения кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума настоящего Федерального закона соответствующая комиссия вправе вынести этим кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума предупреждение, которое доводится до сведения избирателей, участников референдума через средства массовой информации либо иным способом.

Комиссии обеспечивают информирование избирателей, участников референдума о сроках и порядке осуществления избирательных действий, действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о ходе избирательной кампании, кампании референдума, а также о кандидатах, об избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов.

Компетенция, полномочия и порядок деятельности Центризбиркома РФ устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами. Компетенция, полномочия и порядок деятельности иных комиссий при подготовке и проведении выборов в федеральные органы государственной власти и референдума РФ устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.

Компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий субъектов РФ, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных избирательных комиссий, территориальных и участковых комиссий при подготовке и проведении выборов в органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, а также референдумов субъектов РФ, местных референдумов устанавливаются настоящим Федеральным законом, конституциями (уставами), законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований.

Совмещение комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов, референдумов различных уровней возможно по решению комиссии, организующей выборы, референдум на определенной территории, которое принято на основании обращения комиссии, организующей выборы, референдум на части этой территории. Совмещение комиссиями полномочий по подготовке и проведению выборов, референдумов одного и того же уровня производится по решению комиссии, организующей выборы, референдумы.

Решения вышестоящей комиссии, принятые в пределах ее компетенции, обязательны для нижестоящих комиссий.

Решение комиссии, противоречащее закону либо принятое с превышением установленной компетенции, подлежит отмене вышестоящей комиссией или судом.

При этом вышестоящая комиссия вправе принять решение по существу вопроса или направить нижестоящей комиссии, решение которой было отменено, соответствующие материалы на повторное рассмотрение.

В случае, если нижестоящая комиссия повторно не рассмотрит вопрос, решение по существу данного вопроса вправе принять вышестоящая комиссия.

Комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума. Решения и иные акты комиссий не подлежат государственной регистрации.

Центральная избирательная комиссия РФ, избирательная комиссия субъекта РФ, избирательная комиссия муниципального образования и территориальная комиссия представляют отчеты об использовании средств соответствующих бюджетов, выделенных на обеспечение их деятельности, проведение выборов и референдумов, в порядке, устанавливаемом законодательством РФ.

Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения, а также их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности на безвозмездной основе предоставлять необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации и документации референдума до передачи указанной документации в архив либо уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законом, обеспечивать охрану предоставляемых помещений и указанной документации, а также предоставлять на безвозмездной основе транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.

Организации, в уставном (складочном) капитале которых доля (вклад) РФ, субъектов РФ и (или) муниципальных образований превышает 30 процентов на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов, официального опубликования решения о назначении референдума, их должностные лица обязаны оказывать комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование, помещения.

Государственные и муниципальные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий обязаны безвозмездно предоставлять комиссиям эфирное время для информирования избирателей, участников референдума в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными законами, и печатную площадь для опубликования решений комиссий и размещения иной информации. При этом расходы организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий осуществляются в порядке, установленном пунктом 10 статьи 50 настоящего Федерального закона.

Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации всех форм собственности, в том числе организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание (далее – организации телерадиовещания), редакции периодических печатных изданий, а также должностные лица указанных органов и организаций обязаны предоставлять комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения комиссий в пятидневный срок, если обращение получено за пять и менее дней до дня ания, – не позднее дня, предшествующего дню ания, а если в день ания или в день, следующий за днем ания, – немедленно. Указанные сведения и материалы предоставляются комиссиям безвозмездно.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/obrazovanie-i-polnomochiya-izbiratelnich-komissiy

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.