+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Нецелевое использование денежных средств ооо гк рф

Содержание

Нецелевое использование бюджетных средств

Нецелевое использование денежных средств ооо гк рф

Выделяя деньги, государственные органы всегда следят за их использованием. Любые бюджетные субсидии выделяются для достижения конкретной цели. Если их используют на что-то другое, будет признан факт нецелевого использования бюджетных средств.

Особенности понятия нецелевого применения средств

Процесс распределения бюджетных средств в России контролируется Бюджетным кодексом РФ.

38-я статья данного документа гласит, что деньги нельзя выделить без уточнения цели, на которую они должны быть потрачены. Статья 306.

4 БК РФ определяет, что любое уклонение от цели, указанной в документах, на основании которых выделены деньги, будет считаться нецелевым расходованием бюджетных средств. К таким документам относятся:

  • Закон о бюджете.
  • Свободная бюджетная роспись.
  • Бюджетная смета.
  • Договор о предоставлении субсидии.
  • Соглашение.
  • Другой правомочный документ.

Нарушением закона будет признано бездействие или действие, в следствие которого деньги пошли на другие цели, чем было заявлено в этих документах.

Последствия нецелевых расходов

Помимо того, что нецелевой расход средств считается нарушением закона, он имеет и иные правовые и фактические последствия. Данные последствия напрямую связаны с уровнем и формой совершённого действия:

  • Субъект нарушения – финансовый орган или распорядитель (главный распорядитель, распорядитель, получатель бюджетных средств). Если будет выявлено нарушение такого рода, то часть полномочий нарушителя будет передана уполномоченному по бюджету.
  • Нарушение возникло в случае ошибок межбюджетного финансирования. То есть, если на цели одного бюджета пошли деньги из другого, то из бюджета получателя взыщут данную сумму денег плюс плату за их использование.

Также в качестве дополнительной меры воздействия могут сократить программу финансирования.

Виды нецелевого применения государственных финансов

Нецелевое использование бюджетных средств классифицируется по участникам данного нарушения:

  • Закон нарушили участники процессов распределения бюджетных средств.
  • Нарушение совершили автономные учреждения.

Нужно учитывать, что после передачи денег автономным учреждениям они перестают быть бюджетными, но, тем не менее, целевое назначение за ними сохраняется, а его нарушение подпадает под статью КоАП 15.14.

Варианты средств из бюджета «не на те цели»

В ходе реальных проверок целевого расходования бюджетных денег, были выявлены типичные примеры нарушений:

  • Совершение затрат, которые не предусмотрены планом хозяйственной деятельности на данный период.
  • Перепутан уровень бюджета. В частности, выделение из федерального бюджета денег на цели, которые должны финансироваться из муниципального.
  • Цели, которые должны финансироваться из внебюджетных источников, оплачены из бюджета.
  • Финансирование затрат другой организации.
  • Оплата услуг, которые вообще не относятся к сфере деятельности данной организации.
  • Бюджетные деньги получили арендаторы, но не возместили эти расходы.
  • Затраты на финансирование без проектной сметы.
  • Нарушение условий субсидирования.
  • Использование средств из одних разделов бюджета для финансирования целей других разделов.
  • Прибыль с вложенных бюджетных денег используется не в соответствии с хозяйственным планом.
  • Неверное движение средств по статьям и подстатьям бюджетной классификации.

За все эти действия виновных привлекают к различным формам ответственности, о которых мы расскажем отдельно.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (499) 653-79-33

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 332-54-12

Бесплатная горячая линия по всей России:
88006003901

Субсидии, примененные нецелевым образом

Если основанием выделения денег из бюджета является соответствующий договор, то данные средства считаются субсидией. Есть ряд типичных нарушений условий субсидирования, которые судами также признаются нецелевым использованием бюджетных средств. Среди них:

  • Оплата услуг, не оговорённых в договоре вместо тех, что были оговорены.
  • Оплата фиктивных услуг. То есть по документам услуги выполнены и оплата за них перечислена, но проверка выявляет, что услуги не выполнены полностью или частично.
  • Оплата содержания чужой собственности. Субсидии на содержание имущества всегда выделяются только в отношении имущества, принадлежащего организации, которая эту субсидию получила. Оплата данными деньгами иного имущества будет считаться нарушением.

Подобные правонарушения обычно выявляются в ходе специальных проверок.

Кто виноват?

Главным виновником в нарушении цели расхода выделенных денег признаётся юридическое лицо, то есть организация, эти средства получившая. Но также к ответственности привлекут и конкретных должностных лиц.

Деятельность организации могут приостановить и назначить её штраф, а персональным виновникам произошедшего грозит штраф, запрет занимать должность, принудительные работы, а в некоторых случаях и лишение свободы.

Виновным будет тот сотрудник организации, кто подписывал соответствующие документы, на основании которых были получены бюджетные средства или на основании которых они были неправильно расходованы. Чаще всего это руководитель организации или его заместитель.

Формы ответственности

За нецелевое использование бюджетных средств предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Административное наказание

Если признаков уголовного преступления в деле нет, то наказание будет определено на основании статьи КоАП 15.14:

  • Штраф для организации в размере 5-20% нецелевых расходов.
  • Для должностного лица штраф 20-50 тысяч рублей или запрет на работу в данной должности на 1-3 года.

Это наказание достаточно мягкое в сравнении с уголовным.

Уголовные наказания за несоответствие бюджетным целям

В рамках статьи УК РФ 285.1 должностное лицо может быть:

  • Оштрафовано на 100-300 тысяч рублей (доход за 1-3 года).
  • Арестовано на полгода.
  • Привлечено к принудительным работам с дополнительным лишением права занимать данную должность на 1-3 года.
  • Лишено свободы до 2 лет.

Дополнительно к лишению свободы могут установить запрет на занятие должности до 3 лет.

Отягчающими обстоятельствами является совершение преступления группой лиц или нецелевое использование бюджетных средств в особо крупном размере (более 7,5 миллионов рублей).

В таком случае наказание ужесточается:

  • Штраф 200-500 тысяч.
  • Принудительные работы до 5 лет.
  • Лишение свободы до 5 лет.

К уголовной ответственности могут привлечь только должностное лицо, но не организацию.

Также для квалификации нецелевых трат как преступления (или административного нарушения) необходимо доказать наличие прямого умысла. В ином случае это будет расценено, как ошибка.

Источник: https://ruadvocate.ru/vidy-prestuplenij/necelevoe-ispolzovanie-byudzhetnyx-sredstv/

Нецелевое использование денежных средств ооо гк рф

Нецелевое использование денежных средств ооо гк рф

Вся российская бюджетная система состоит из фондов следующих уровней:

    федеральный; региональный; муниципальный; внебюджетный.

Деньги из казны могут быть выданы определённому получателю на обозначенные нужды. Если средства фактически были переданы другому лицу или потрачены на незапланированные задачи, это считается нарушением законодательства, за которое устанавливается административное или уголовное наказание.

Цели, на которые выделяются деньги из казны, могут быть такими: промышленное, сельскохозяйственное, транспортное и другие виды государственного развития; охрана природы, восстановление ресурсов и т.д. Средства из бюджета выдаются в следующих формах: Дотации (выплаты компаниям, у которых расходы, заложенные в плане, превышают выручку).

Субсидии (дополнительная поддержка бюджетам меньшего уровня, предприятиям и гражданам).

Нецелевое использование денежных средств

Исполнил на свои средства. Пришли деньги на спец счет, как их теперь снять?

Есть право на перевод в рамках исполнения ГК на другие счета если сумм не более 3 млн в месяц.

Банк при этом. 06 Февраля 2021, 18:08, вопрос №2251084 Денис, г. Санкт-Петербург Категория: 1000 стоимость вопроса вопрос решен Добрый вечер!

У меня следующая ситуация: брак расторгнут по суду по обоюдному согласию. Исправно плачу алименты, сумма которых более 30 т в месяц.

Бывшая жена тратит средства не на ребёнка, которому всего 4 года, а на себя. Как я могу уменьшить. 30 Января 2021, 17:31, вопрос №2242886 Slava, г.

Москва Категория: Добрый денЬ!Возврат покупателю денежных средств на карту при оплате наличными возможен? Покупатель воспользовался услугой, затем остался ей недоволен и решил вернуть стоимость. Мы не возражаем, но у покупателя нет времени прийти в салон, а оплачивал.

Ответственность за нецелевое использование кредитных денежных средств

Здесь причина пристального внимания кредитора заключается в том, что, от того, как будут израсходованы полученные деньги, зависит прибыль предприятия, и, как следствие, возвратность займа.

Последствия Конечно, причины, почему кредитные средства были направлены на другие цели, бывают разные, в т.ч. и не зависящие от заемщика. Как бы то ни было, в первую очередь банк попытается выяснить причину сложившейся ситуации.

После этого, будет принято решение, что делать дальше с данным кредитом.

Существует три варианта развития событий: первый – банк повышает доходность кредита (например, увеличивает ставку).

Нужно отметить, что этот способ, обычно, применяется только в том случае, если у кредитора есть уверенность в том, что займ будет погашен; второй – принимает в качестве обеспечения по кредиту другое имущество должника (квартиру, машину, имущественный комплекс и т.д.).

Если обмен залога равноценный – здесь могут остаться условия по первоначальному кредиту и без изменений; третий – требует досрочно погасить всю сумму займа.

Можно ли вменить подрядчику уголовную ответственность за нецелевое использование денежных средств, вывод денежных средств с целью хищения?

Чаще всего разъяснения выпускает Минфин в своих письмах. Причем можно обратиться в министерство с запросом или воспользоваться более ранними разъяснениями.

На практике контролеры могут квалифицировать нецелевое использование бюджетных средств еще в таких случаях: бюджетные средства, выделенные на текущий год, израсходованы в счет предстоящих платежей следующего года, например перечисление налогов авансом в декабре; оплачены дополнительные расходы, которые прямо не предусмотрены законодательством в некоторых случаях, например отдельные виды командировочных расходов; перечислен аванс по контракту сверх предела, установленного для авансовых платежей; бюджетные средства израсходованы без оправдательных или первичных документов; выплачены надбавки или доплаты к зарплате сверх нормативов, использованных при расчете и утверждении сметы; оплачены

2.4.

последствия нецелевого использования займа и необеспечения возможности контроля его целевого использования

1 ст. 814 ГК РФ обязанностей. Рекомендации по согласованию таких мер ответственности см. в п. 2.4.2 настоящего материала.

Согласно п. 2 ст. 814 ГК РФ при нарушении заемщиком обязательств по целевому использованию суммы займа и(или) обеспечению возможности контролировать его использование заимодавец вправе требовать от заемщика не только досрочного возврата займа, но и уплаты процентов на сумму займа.

При этом по требованию заимодавца проценты могут быть начислены и взысканы с заемщика за весь первоначально установленный срок займа, т.е.

до дня, когда сумма займа должна была быть возвращена при отсутствии нарушения со стороны заемщика. – Судебную практику, подтверждающую, что при досрочном истребовании суммы займа в связи с его нецелевым использованием (п.

2 ст. 814 ГК РФ) заимодавец вправе требовать от заемщика уплаты процентов, начисленных до установленного договором срока возврата займа, см.

Ответственность за нецелевое расходование наличных денег

В данной ситуации Вы расходовали денежные средства не по назначению.

За это оштрафовать организацию нельзя, несмотря на то, что организации должны расходовать наличные, полученные в банках, только на те цели, которые указаны в денежном чеке.

Вместе с тем за нецелевое расходование денежных средств из кассы организации административная ответственность не применяется. Хотя налоговые инспекции могут попытаться привлечь организацию к административной ответственности по Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение порядка работы с денежной наличностью.

Однако эта статья предусматривает ответственность за расчеты наличными с другими организациями сверх установленных лимитов, неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности, несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, а также накопление в кассе денег сверх установленных лимитов. Таким образом, нецелевое использование денежных средств согласно данной статье нарушением не является.

Обоснование Из рекомендации Нины Ковязиной, заместителя директора департамента образования и кадровых ресурсов Минздрава России На выплату зарплаты организация может направлять:

О порядке выплаты зарплаты см. . Целевое расходование наличных Перечень целей, на которые можно потратить средства из кассы, приведен в указания Банка России от 7 октября 2013 г. № 3073-У. На выплату зарплаты организация вправе расходовать наличную выручку.

Исключение предусмотрено только в отношении денег, принятых от граждан в качестве платежей в пользу иных лиц, в частности, сумм, полученных по посредническим договорам (комиссионная торговля, оплата услуг в пользу операторов мобильной связи) (). Внимание: ответственность за нецелевое расходование наличных денег законодательством не установлена.

В то же время штрафные санкции могут быть предусмотрены в договоре на расчетно-кассовое обслуживание.

Поэтому во избежание санкций со стороны банка следует придерживаться целевого расходования денег по согласованным с ним направлениям.

Налоговые инспекции могут попытаться привлечь организацию к административной ответственности по Кодекса РФ об административных правонарушениях за нарушение порядка работы с денежной наличностью.

Однако эта статья предусматривает ответственность за расчеты наличными с другими организациями сверх установленных лимитов, неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности, несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств, а также накопление в кассе денег сверх установленных лимитов.

Нецелевое использование денежных средств согласно данной статье нарушением не является. Есть примеры судебных решений, подтверждающих такую позицию (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа , , и ).

Из статьи журнала «Российский налоговый курьер» № 17, Сентябрь 2009 Кассовая дисциплина организации Вместе с тем за нецелевое расходование денежных средств из кассы организации административная ответственность не применяется.

Например, компания сняла по чеку с расчетного счета в банке наличные деньги на выплату зарплаты, но часть из них истратила на хозяйственные нужды.

За это оштрафовать ее нельзя, несмотря на то что согласно пункту 4 Порядка организации должны расходовать наличные, полученные в банках, только на те цели, которые указаны в денежном чеке.

Вход для клиентов

В рассматриваемом случае основным критерием для определения кода вида расходов является их целенаправленность, поэтому учреждению было вменено нарушение в виде нецелевого использования бюджетных средств (см.

Определение ВС РФ от 18.01.2021 № 304‑КГ15-17603).

Перераспределение бюджетных средств между кодами бюджетной классификации.

Как уже было отмечено, код расходов бюджета детализируют направления финансового обеспечения деятельности казенных учреждений.

В случае если казенное учреждение оплачивает расходы по заключенным договорам в нарушение указанного документа, данные действия расцениваются как нецелевое использование бюджетных средств.

Доводы Управления ФСИН о последующем восстановлении средств, использованных

Статья 285.1 УК РФ.

Нецелевое расходование бюджетных средств

После утверждения сводной бюджетной росписи орган, исполняющий бюджет, доводит ее показатели до всех нижестоящих распорядителей и получателей бюджетных средств.

Получателями бюджетных средств являются орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета (ст.

6 Бюджетного кодекса). Бюджетным учреждением признается государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы (ст.

6 Бюджетного кодекса)

Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств

Это уже не «бюджетные средства», но по-прежнему «средства из бюджета», на которые распространяются требования административного законодательства в части бюджетных нарушений (ст. 15.14 КоАП РФ). Группы примеров затрат «не по целям» родились из практики.

Проверочными мероприятиями, контролирующими использование государственных финансов, установлены следующие виды самых распространенных нарушений, которые можно отнести к нецелевым расходам: по плану хозяйственной деятельности на тот или иной финансовый год затраты не предусматривались, но были совершены; перепутан уровень финансирующего бюджета, например, обязательства, являющиеся целями финансирования муниципальным бюджетом, погашены за счет средств из федерального; бюджетными деньгами оплачены цели, рассчитанные на внебюджетные источники; данными деньгами профинансированы затраты другой организации;

Нецелевое использование кредита

Подборка наиболее важных документов по запросу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:В пункте 2.3.3.

2 кредитного договора установлено, что кредитор имеет право изменять процентную ставку по выданному кредиту в сторону увеличения в одностороннем порядке в случаях: изменения ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации; изменения условий налогового законодательства, влияющих на деятельность кредитора; рыночного изменения доходности по активным операциям и (или) стоимости пассивов кредитора; установления факта нецелевого использования кредита (на цели, отличающиеся от указанных в абз. «г» п. 1.1 настоящего договора); перечисления суммы кредита на расчетные счета заемщика, открытые в других банках; приобретения ценных бумаг, в том числе векселей, за счет предоставленного кредита.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:».Представленные заемщиком при заключении кредитного договора документы подтверждают намерение заемщика получить денежные средства для использования их в процессе обычной хозяйственной деятельности.

Поэтому, принимая решение и постановление по настоящему делу, суд правомерно отклонил довод ОАО «Чарышский маслосырзавод» о том, что представленные с целью получения кредита договоры поставки не являются заключенными и по этой причине целью предоставления кредита не может рассматриваться обычная хозяйственная деятельность акционерного общества.

Суд правомерно указал, что неисполнение сторонами условий договоров поставки не меняет целевой характер полученного кредита.

Использование заемщиком денежных средств на иные цели по сравнению с теми, которые были согласованы при заключении кредитного договора, не может опровергнуть факт выдачи кредита банком на цели, связанные с осуществлением обычной хозяйственной деятельности.

Источник: http://konsalt74.ru/necelevoe-ispolzovanie-denezhnyh-sredstv-ooo-gk-rf-67731/

Нецелевое использование денежных средств: статья, ответственность

Нецелевое использование денежных средств ооо гк рф

Время чтения 6 минутСпросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−

Нецелевое использование денежных средств – это их расходование на цели, не соответствующие основаниям и условиям получения, которые установлены нормативно-правовым актом, уставом юридического лица, бюджетом, сметой, договором или иным документом обязательного характера действия.

Виды ответственности за нецелевое использование денежных средств:

  1. Гражданско-правовая – если речь, например, идет о нарушении условий договора (контракта, соглашения), и (или) ответственность вытекает из причинения вреда (материального ущерба).
  2. Административная – при наличии состава правонарушения, предусмотренного КоАП РФ, например, ст. 15.14 (нецелевое использование бюджетных средств).
  3. Уголовная ответственность – например, по ст. 285.1 УК РФ (нецелевое расходование бюджетных средств) или ст. 285.2 (нецелевое расходование средств ПФР, ФФОМС, ФСС РФ).
  4. Дисциплинарная – если речь идет о проступке, который связан с исполнением трудовых функций.

Наиболее серьезная (уголовная) ответственность предусмотрена за нецелевое использование бюджетных денег в крупном размере (от 1,5 млн рублей). Однако любое нецелевое расходование средств может повлечь уголовную ответственность, если является, например, хищением, серьезным злоупотреблением полномочиями, их превышением или сопряжено с подделкой документов.

В судебной практике наиболее часто встречаются две категории нецелевых трат:

  1. Расходование бюджетных средств и средств внебюджетных фондов.
  2. Нецелевое использование денежных средств управляющей компанией, ТСЖ, СНТ и другими подобными организациями.

Рассмотрим эти две ситуации подробнее.

Нецелевое расходование бюджетных средств

В данном случае возможны два вида ответственности: административная и уголовная.

Административная ответственность предусмотрена статьей 15.14 КоАП РФ. Она наступает в случае направления бюджетных средств и оплате обязательств в целях, которые не соответствуют бюджетным целям. Проще говоря, деньги полностью или частично расходуются не на те цели, на которые они получены.

Привлечь к ответственности могут как должностное лицо, допустившее нарушение, так и организацию (учреждение, орган власти), в которой это должностное лицо работает. Штраф для физических лиц – 2-50 тыс. рублей. Вместо штрафа возможна дисквалификация на срок 1-3 года.

Ответственность для организаций – только штрафные санкции, которые составляют 5-25% от потраченной нецелевым образом суммы.

К административной ответственности привлекают по остаточному принципу – если нет состава уголовно-наказуемого деяния. Уголовная ответственность (статья 285.1 УК РФ) наступает за те же самые действия, но совершенные в крупном (1,5 млн рублей и больше) или особо крупном (7,5 млн рублей и больше). Отвечать в данном случае будет конкретное должностное лицо получателя бюджетных средств.

Наказание варьируется:

  1. При крупном размере нецелевых трат (ч. 1 ст. 285.1):
  • штраф 100-300 тыс. рублей или в размере зарплаты за 1-2 года;
  • принудительные работы до 2 лет с дисквалификацией до 3 лет или без таковой;
  • арест до 6 месяцев;
  • лишение свободы до 2 лет с дисквалификацией до 3 лет или без таковой.
  1. При совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 285.1, группой лиц по предварительному сговору или при особо крупном размере нецелевых трат возможное наказание будет большим:
  • штраф 200-500 тыс. рублей или в размере зарплаты за 1-3 года;
  • принудительные работы до 5 лет с дисквалификацией до 3 лет или без таковой;
  • лишение свободы до 5 лет с дисквалификацией до 3 лет или без таковой.

В случае нецелевого расходования средств внебюджетных фондов (ПФР, ФФОМС, ФСС) в крупном или особо крупном размере уголовная ответственность наступает по ст. 285.2 УК РФ. Эта норма предусматривает аналогичные санкции. Здесь под нецелевыми тратами понимаются такие, которые не соответствуют целям и условиям расходования, установленным законами и бюджетом фонда.

Привлечение к административной или уголовной ответственности не исключает другие негативные последствия. Так, виновное должностное лицо может быть привлечено к дисциплинарной ответственности.

В свою очередь, организация, допустившая нецелевое использование денежных средств, выделенных из вышестоящего бюджета, может впоследствии лишиться финансирования под определенные цели или получить его в урезанном виде.

Нецелевые траты УК, ТСЖ и СНТ

Организации, которые занимаются управлением объектами городской и загородной недвижимости, не относятся к государственным или муниципальным. Их руководители и ответственные лица не могут нести ответственность в качестве должностных лиц. Но это не значит, что нецелевые траты должны остаться безнаказанными.

Деятельность УК, ТСЖ и СНТ регулируется ЖК РФ, другими законами и уставом конкретной организации.

Управляющая компания – коммерческая организация. С ней собственники заключают договор, и все взаимоотношения регулируются его условиями.

Однако это не отменяет того факта, что все основные решения принимаются на общем собрании собственников, в том числе в части расходования денежных средств, его целей и направлений.

УК подотчетна общему собранию, поэтому не может бесконтрольно тратить деньги, которые ей платят собственники или которые они решили собрать на определенные нужды.

ТСЖ и СНТ – некоммерческие организации. Обе они являются формами самостоятельного управления.

Главным органом будет общее собрание, которое принимает все основные решения о размере и порядке уплаты взносов, а также направлений расходования денежных средств. Председатель и правление ТСЖ/СНТ подотчетны общему собранию.

Для контроля финансовых аспектов их деятельности создается ревизионная комиссия. Она же должна следить за целевым расходованием финансов.

В случае если в ТСЖ, в УК или в СНТ допущены нецелевые траты, возможны разные виды ответственности – все зависит от конкретной ситуации:

  1. Есть примеры, когда в гражданском порядке представители собственников либо прокуратура от их имени признавали незаконными действия по расходованию денежных средств и добивались их взыскания.
  2. Если установлены факты злоупотребления полномочиями и (или) хищения денежных средств, ответственные лица ТСЖ, УК или СНТ могут быть привлечены к уголовной ответственности по ст. 201 УК РФ и соответствующей статье за хищение (например, ст. 159 – мошенничество, ст. 160 – присвоение).

В ТСЖ и СНТ общее собрание вправе поставить вопрос о снятии с должности лиц, допустивших нарушение. Кроме того, уставом или отдельным положением может быть предусмотрена специальная ответственность за те или иные нарушения.

Если же собственники не довольны работой УК, они вправе расторгнуть договор и перейти в другую УК или выбрать другую форму управления. Ответственные лица в любой организации могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности в соответствии с трудовым законодательством и локальными актами.

И, наконец, любое лицо, причинившее вред, обязано его возместить в гражданском порядке (ст. 1064 ГК РФ).

В отношениях собственников с УК, ТСЖ и СНТ проблема, как правило, только одна – доказать нецелевой характер трат. Для этого практически всегда требуется проведение ревизии или аудита. И, конечно, нужны юридические знания и опыт, чтобы подготовиться к процессу и грамотно выступить в суде.

Источник: https://law03.ru/crime/article/necelevoe-ispolzovanie-denezhnyx-sredstv

Уголовная ответственность за нецелевое использование бюджетных средств

Нецелевое использование денежных средств ооо гк рф

Целевое использование средств бюджета – это обязательный пункт в проверке финансово-хозяйственной деятельности каждого муниципального (государственного) учреждения в 2021 году.

Практика проведения проверок различными контролирующими органами показывает, что на объектах контроля часто обнаруживается нарушения использования бюджетных средств.

Поэтому в данной статье мы рассмотрим, что под собой подразумевает нецелевое использование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ) и меры наказания, предусмотренные за такое нарушение.

Кто должен быть получателем?

Статья 38 БК РФ закрепила принцип целевого характера и конкретной адресности бюджетных средств.

Поэтому любые действия, которые приводят к нарушению адресности средств, предусмотренных бюджетом, или же к направлению их на те цели, которые не обозначены в бюджете выделения конкретных сумм, являются ни чем иным, как нарушением бюджетного законодательства.

Таким образом, получателем могут выступать:

  • управление внебюджетных государственных фондов;
  • органы государственной власти;
  • органы местного управления;
  • муниципальные администрации, находящиеся в ведении распорядителя;
  • казенные учреждения.

Все они могут принимать или же исполнять финансовые обязательства от представителей публично-правовой организации.

При каждом случае нецелевого расходования бюджетных средств должна применяться административная (статья 15.14 КоАП РФ) или же уголовная (статья 285.1 УК РФ) ответственность.

При этом также выдается предписание органа муниципального (государственного) финансового контроля о возмещении ущерба, причиненного РФ, которое обязательно для исполнения в обозначенное время. Далее рассмотрим, что грозит нарушителю бюджета.

Наказание

Проанализируем, какую ответственность в различных кодексах несут лица за нецелевое использование бюджетных средств.

Административная ответственность

В прежней редакции статьи 15.14 КоАП РФ за нецелевое использование денег из бюджета предусматривалась смешная ответственность должностных лиц в размере «большого» штрафа от 4 000 до 5 000 руб., что, естественно, никак не способствовало правильному распределению средств.

Почему именно такой небольшой размер штрафа за нецелевое использование бюджетных средств и такое наказание прокуратура считала оптимальной на протяжении 12 лет (от принятия КоАП), трудно объяснить.

Такое, по сути, формальное наказание выглядит нелогичным как по экономическим, так и по юридическим соображениям.

Также не было четко прописано, чем должно принципиально отличаться нарушение по статье 15.14 КоАП, за которое предусмотрен штраф в размере 4 000 руб., от нарушения по этой же статье закона только с так называемой «суровой» санкцией в 5 000 руб.

Эффективность и экономические мотивы подобного регулирования странны и сомнительны, учитывая постоянную нехватку денег в бюджете и состояние экономики, балансирующей на грани финансового кризиса.

Судебная практика показывает, что даже такой вид ответственности руководителя, как подобные смехотворные штрафы, зачастую отменялись на основании жалоб от должностных лиц, привлеченных к данному административному наказанию по статье 15.14 КоАП, ссылаясь на статью 2.9 КоАП по незначительности правонарушения. В таких случаях частым итогом работы органа финансового контроля ранее являлись устные замечания правонарушителям.

Сегодня же в новой редакции статьи 15.14 КоАП РФ наказанием при нецелевом использовании полученных бюджетных средств является наложение административного штрафа:

  • для должностных лиц – размером от 20 тысяч до 50 тысяч руб. (или же дисквалификация на период от 1 года до 3 лет);
  • для юридических лиц – штраф, размером 5 — 25% от суммы средств, которые были получены из бюджета бюджетной системы страны, но использованы не по своему целевому назначению.

Постановление о назначении административного штрафа за нарушение бюджетного законодательства выносят не позже, чем спустя 1 год со времени его совершения (статья 4.5 КоАП РФ).

Позже производство по делу невозможно, поэтому проверяющие не смогут вынести наказание виновному учреждению (статья 24.5 КоАП РФ). Однако вынесенное постановление о наложении административного штрафа можно оспорить в суде.

Примечательно, что критерием разграничения между административной и уголовной ответственностью за нецелевое расходование бюджетных средств по-прежнему является сам размер нецелевого использования – от 1,5 млн. рублей и выше (статья 285.1 УК РФ).

Уголовная ответственность

Кроме административной, возможно также и привлечение к уголовной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств.

В случае, если сумма нецелевого расходования средств из бюджета превышает 1,5 млн. рублей, то виновнику грозит уголовная ответственность.

В такой ситуации мерой наказания для виновника будет не только лишь выплата штрафа, размером от 100 000 до 300 000 рублей, но также и:

  • арест на срок до 6 месяцев;
  • принудительные работы, сроком до 2 лет;
  • лишение свободы на срок до 2 лет.

В случае, если нецелевое расходование средств из бюджета совершила по предварительному сговору группа лиц или же в особо крупном размере, то наказание будет более серьезнее:

  • штраф от 200 000 до 500 000 рублей или же в размере заработной платы либо иного дохода за последние 1–3 года;
  • осуждение, сроком до 5 лет;
  • принудительные работы на срок до 5 лет.

Дополнительно ко всему суд может запретить должностному лицу (или группе лиц) заниматься определенным видом деятельности на период до 3 лет или же пребывать на своем посту на протяжении 3 лет.

Данные санкции применяют и в случае нецелевого использования средств в крупном размере (более 1,5 миллиона рублей). При этом особо крупным считается сумма денежных средств от 7,5 миллионов рублей.

Таким образом, Бюджетный кодекс РФ дал точное определение нецелевого использования средств из бюджета, а ответственность за совершение данного нарушения предусмотрена в КоАП и в УК РФ.

Профессиональная дисквалификация, штрафные санкции и даже тюремный срок – это лишь некоторые виды ответственности, которые вправе назначить государство виновным лицам.

  • Уголовная ответственность за хищение бюджетных средств

Источник: http://ugolovnyi-expert.com/necelevoe-ispolzovanie-byudzhetnyx-sredstv-st-285-1-uk-rf/

Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств

Нецелевое использование денежных средств ооо гк рф

Выделяемые государством из бюджета денежные средства автономным и бюджетным учреждениям могут быть потрачены только на определенные цели. Они определяются по заранее составленному плану, а также находятся под строгим контролем надзорных органов.

Направление этих денег на иные задачи является грубым правонарушением. Оно признается, как нецелевое использование бюджетных средств.

Кто наказывается за подобное несоблюдение законодательных норм, а также какая ответственность наступает по статьям КоАП РФ и УК РФ за нецелевое использование, разберем в данной статье. 

Что такое нецелевое использование бюджетных средств?

Прежде чем углубляться в понимание упомянутого словосочетания, следует помнить, что любые бюджетные средства сопровождаются принципом адресности, а также целевого характера.

Иначе говоря, все выделенные из бюджета деньги предназначаются для конкретных целей и получателей. Это закрепляется в 38 –ой статье российского Бюджетного Кодекса.

Следовательно, противоречие данным принципам свидетельствует о нецелевом расходовании денежных средств из бюджета.

Нецелевое использование бюджетных средств – это их полное, а также частичное направление и трата на цели, которые не совпадают с условиями их получения, утвержденными хотя бы одним из документов:

  • Законом о бюджете;
  • Бюджетной сводной росписью;
  • Сметой по бюджету;
  • Соглашением о предоставлении соответствующих субсидий;
  • Различными договорами, а также иными правовыми документами.

Таким образом, правонарушение заключается в совершениидействий/бездействий распорядителя и получателя денежных средств из бюджета,приведших к отклонению от целей, ранее определенных в документации.

Виды нецелевых затрат бюджета

Наказание за нецелевое использование бюджетных средств применяется, если:

  • Финансы направлены на неоговоренные расходы в соответствии с планированием на отчетный период;
  • Совершен неправомерный денежный перевод с одной статьи классификации бюджета на другую с целью покрытия расходов;
  • Осуществлены оплаты из бюджетов другого уровня;
  • Произведены платежи из бюджета, хотя по плану должны задействоваться внебюджетные фонды;
  • Оплачены работы, товары, услуги, не имеющие отношение к деятельности и специфике учреждения;
  • Покрываются расходы другого юридического лица;
  • Финансируются строящиеся объекты не из перечня, а также те, по которым оно не запланировано;
  • Нарушены условия использования и предоставления субвенций, субсидий;
  • Произошло замещение бюджетных разделов и целей;
  • Полученная прибыль от хозяйственной деятельности используется вопреки плану.

Вместе с тем, существуют случаи применения субсидий не по назначению:

  1. Платежи за услуги или работы, не оговоренные условиями договора о передаче субсидий;
  2. Оплата услуг или работ, которые не были выполнены;
  3. Оплата содержания имущества, если оно не принадлежит предприятию.

Кто несет ответственность за нецелевое использованиебюджетных средств

При любом нарушении законодательства всегда присутствует «крайнее лицо», которое в полной мере отвечает за совершенные действия, а также бездействия.

Кто же таковым является в автономных и бюджетных учреждениях?

Во-первых, нарушителем признается само предприятие, совершившее нецелевое использование бюджетных средств. В таких случаях для организаций могут последовать наказания в виде штрафов, а также приостановления деятельности на определенный срок.

Во-вторых, ответственность несут должностные лица, допустившие наступление данного факта. Как правило, ими являются руководители, их заместители и другие сотрудники, обладающие правом подписи финансовой документации.

Иначе говоря, наказание понесет тот работник организации, чья подпись стояла на документах, послуживших основанием для нецелевых растрат.

Виды ответственности за нецелевое использование бюджетныхсредств

В свою очередь, должностные лица, допустившие нецелевое использование бюджетных средств, могут нести как административную, так и уголовную ответственность в соответствии со статьями КоАП РФ и УК РФ.

Стоит отметить, что главным критерием, разграничивающим один вид ответственности от другого, является денежная сумма, потраченная не по назначению. Если она превышает 1 500 000 рублей, то деяние становится уголовно наказуемым. При нецелевых тратах в меньших размерах лица наказываются административным штрафом.

Итак, согласно 15. 14 статьи КоАП за нецелевое использованиебюджетных средств наказываются:

1. Должностные лица:

  • Дисквалификация на 1 – 3 года;
  • Штраф на сумму 20 – 50 тысяч рублей;

2. Юридические лица:

  • Штраф на 5 – 25 % от потраченной не поназначению суммы;

Если нецелевые расходы превышают допустимый административный лимит, то уже применяется статья УК РФ № 285. 1. Уголовное наказание несут уже только должностные лица, и выражаться оно может в следующих формах:

1. Для должностных лиц при расходах не по назначению от 1,5до 7 миллионов рублей:

  • Штраф 100 – 300 тысяч рублей;
  • Штраф на сумму зарплаты виновного за 1 -2 года;
  • Принудительные работы, не превышающие 2 года;
  • Арест до полугода;
  • Лишение свободы не более, чем на 2 года;

2. Для группы должностных лиц, а также при нецелевом использовании свыше 7 миллионов рублей:

  • Штраф 200 – 500 тысяч рублей;
  • Штраф на сумму зарплаты виновного за 1 – 3 года;
  • Принудительные работы не более 5 лет;
  • Лишение свободы не более, чем на 5 лет;

Дополнительные последствия

Применяемые к нарушителю штрафы, а также другая перечисленная выше ответственность являются не единственным негативным результатом за нецелевое использование бюджетных средств. Вместе с тем, могут наступать дополнительные последствия:

  • Нарушитель лишается финансовых полномочий с передачей их другому уполномоченному лицу;
  • Сокращение бюджетного финансирования конкретного региона или учреждения;
  • Взыскание ошибочно предоставленных средств с получателя, а также процентов за незаконное пользование ими.
  • Дополнительные финансовые проверки на предмет выявления нарушений.

Обжалование решений за нецелевое использование бюджетных средств

Как правило, за большинство финансовых нарушений законодательства РФ, включая ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, наступает на основании судебного решения. Вместе с тем, виновный в «растратах» имеет право обжаловать вынесенное по нему постановление.

В свою очередь, судебная практика насчитывает немало случаев, когда решение пересматривалось и изменялось в пользу обвиняемого. Наиболее успешными являются следующие группы случаев:

1. Отсутствие умысла

Хотя, такой факт, как наличие умысла в совершенных действиях довольно редко принимается к сведению во время разбирательств по нецелевому применению бюджета, эта особенность играет важную роль. Например, ответственность по 15.

14 статье КоАП характеризуется умышленной виной. Иначе говоря, совершающий противоправное деяние должен осознавать совершение правонарушения по нецелевым расходам.

Если доказательств, подтверждающих данные обстоятельства, отсутствуют, то наступление ответственности по данной статье невозможно.

2. Освобождение от ответственности ряда должностных лиц

Во многих случаях за совершение финансовых правонарушений помимо руководителя организации привлекают и главного бухгалтера. Поскольку, данное должностное лицо обладает правом подписи финансовых документов. Однако, наличие подписи как главбуха, так и другого уполномоченного лица не всегда однозначно доказывает наличие вины подписавшего бумаги об оплате.

Если в Уставе организации явно прописана персональная ответственность директора за нецелевое использование бюджетных средств или иное несоблюдение законов о бюджете, то именно он отвечает за нарушения в данной области.

К тому же, платежным документам, как правило, предшествует заключение контракта или договора, на котором ставит свою подпись руководитель предприятия.

Источник: https://mytopfinance.ru/otvetstvennost-za-netselevoe-ispolzovanie-byudzhetnyh-sredstv/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.