+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Ограничения использования земельного участка

Содержание

Ограничения в использовании земельного участка

Ограничения использования земельного участка

Определяясь с выбором земельного участка под строительство следует знать, что даже став собственником участка нельзя использовать его по своему усмотрению, как вздумается.

Действующим законодательством установлены ограничения в использовании земельных участков, которые обязательны для землепользователей.

Указанные ограничения можно условно разделить на две группы: градостроительные регламенты и зоны с особыми условиями использования.

Градостроительные регламенты

Градостроительный регламент – устанавливаемый органами местного самоуправления правовой режим земельных участков в пределах границ соответствующей территориальной зоны и определяющий виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Иными славами органы местного самоуправления своими нормативными актами делят территорию города, поселка на территориальные зоны в определенных границах, в пределах которых устанавливаются обязательные для исполнения правила использования земельных участков:

  • земельные участки должны быть определенных размеров, 
  • определяется этажность застройки, 
  • виды застройки (жилое, производственное, административно-хазяйственное назначение).

И если планируемый к строительству объект не будет соответствовать данным правилам, то органы местного самоуправления просто откажут в выдаче разрешения на строительство или в предоставлении земельного участка для целей, не соответствующих регламенту.

Градостроительные регламенты устанавливаются в местном нормативном акте – правилах землепользования и застройки. В настоящее время не во всех городах и поселках утверждены такие правила, но законодатель принуждает это сделать в ближайшее время.

Кстати, по закону, если после установления регламентов находящийся в определенной территориальной зоне объект недвижимости не соответствует такому регламенту (например жилой дом находится в производственной зоне), то собственник такого объекта не имеет право реконструировать такой объект или перестраивать его, если после такой реконструкции или строительства объект не изменит свое назначение на соответствующее регламенту.

Зоны с особыми условиями использования

Зоны с особыми условиями использования территорий – это зоны, определяемые расчетами по правилам, установленным нормативными актами, в пределах которых установлены ограничения в использовании земельных участков, в том числе запрет на строительство определенных объектов или полный запрет на строительство.

Устанавливаются следующие зоны с особыми условиями использования территории:

  1. зоны, выделенные для обеспечения правового режима охраны и эксплуатации объектов культурного наследия Российской Федерации;
  2. санитарно-защитные зоны;
  3. санитарные разрывы от автозаправочных станций;
  4. санитарные разрывы от высоковольтных линий электропередач;
  5. санитарные разрывы от магистральных газопроводов до элементов застройки;
  6. водоохранные зоны;
  7. 1-ый пояс санитарной охраны источников питьевого водоснабжения;
  8. 2-ой пояс санитарной охраны источников питьевого водоснабжения;
  9. 3-ий пояс санитарной охраны источников питьевого водоснабжения;
  10. санитарные разрывы от железной дороги до жилой застройки;
  11. придорожная полоса автомобильной дороги федерального значения;
  12. зоны ограничения застройки от передающих радиотехнических объектов;
  13. зоны нахождения месторождений общераспространённых полезных ископаемых;
  14. зоны ограничений застройки по горно-геологическим условиям, в том числе:
    • зоны запрета на строительство зданий и сооружений;
    • зоны застройки на основании сравнения вариантов технико-экономических расчётов;
    • зоны застройки не выше 3 этажей.
  15. зона затопления паводком 1%-й обеспеченности;
  16. зона подтопления грунтовыми водами;
  17. зона отработанных карьеров строительных материалов.

Рассмотрим для примера некоторые из устанавливаемых зон.

Зоны для объектов культурного наследния

Зоны, выделенные для обеспечения правового режима охраны и эксплуатации объектов культурного наследия Российской Федерации

В пределах данной зоны особый порядок использования: деятельность должна осуществляться при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия и всех ценных градоформирующих объектов, в соответствии с проектом зон охраны, разрабатываемом органом охраны объектов культурного наследия, а до разработки такого проекта – при условии получения согласия такого органа охраны.

Поскольку мало где разработаны проекты зоны охраны, во всяких таких случаях строительства на территории расположения культурных объектов, в том числе, в случае сноса или реконструкции архитектурного памятника, предварительно нужно будет получить письменное согласие местного органа охраны памятников культуры.

Санитарно-защитные зоны

Организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, отделяются санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.

В пределах санитарно-защитной зоны запрещено строительство жилья,а также запрещены отдельные виды деятельности. Даже если жилой дом будет построен на собственном земельном участке и оформлен в упрощенном порядке, то существует риск, что владелец объекта, образующего санзону, может обратиться в суд с иском о сносе такого дома.

Аналогична ситуация с другими вышеперечисленными зонами. Строительство в пределах установленных зон либо запрещено, либо связано с определенными ограничениями или согласованиями.

Источник: http://stroynedvizhka.ru/zemelnie-uchastki/ogranicheniya-v-ispolzovanii-zemelnogo-uchastka/

Получение прав на земельный участок в Москве

Ограничения использования земельного участка

Правовой центр ДВА М осуществляет комплексное сопровождение получения прав на желаемый земельный участок во всех уполномоченных организациях.

Мы берем на себя полное ведение процедуры, включая подготовку пакета документов, сопровождение рассмотрения вопроса во всех инстанциях, в том числе, подготовку изменений границ изъятых из оборота и ограниченных в обороте земельных участков с участием проектной организации.

Правовой центр ДВА М предлагает следующие услуги по сопровождению споров, связанных с ограничениями и обременениями земельных участков в г. Москве:

  • подготовка юридических заключений в отношении режима земельного участка, возможностей его изменения путём оспаривания либо инициативными действиями правообладателя;
  • выработка организационно-правовых схем оптимизации объема ограничений или обременений путем применения доступных земельно-правовых инструментов (оспаривание, раздел земельного участка, уточнение границ ограничений и т.д.);
  • правовое сопровождение оспаривания действующих ограничений либо сужения территории их распространения;
  • представление интересов правообладателя земельного участка в суде и в административных процедурах.

Основания ограничения прав на земельные участки установлены федеральным законодательством.

Данные ограничения могут быть связаны с оборотоспособностью участка (возможностью приватизации, предоставления в аренду и т.д.) и возможностью застройки участка, осуществления на нем отдельных видов хозяйственной деятельности.

При этом ограничения могут устанавливаться как в виде запрета на осуществления определенных действий (приватизации участка, его застройки и т.д.) так и виде специального порядка осуществления таких действий (дополнительные согласования и т.д.).

Так, к зонам с особыми условиями использования относятся, в том числе:

  • водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы;
  • охранные зоны объектов культурного наследия; санитарно-защитные зоны промышленных и иных объектов.
  • охраняемые природные территории различного вида.
  • технические и охранные зоны объектов транспорта, инженерных коммуникации и т.д.

Законодательство г. Москвы уточняет случаи, когда права на земельные участки могут быть ограничены.

Ограничение в обороте, резервирование и запрет на приватизацию земельных участков на территории г. Москвы

Ограничение в обороте земельного участка предполагает невозможность предоставления такого участка в частную собственность. Такие участки могут предоставляться только в аренду.

В большинстве случаев при наличии оснований для ограничения земельного участка в обороте также устанавливается специальный режим осуществления на нем хозяйственной деятельности, включая ограничения в части застройки.

Основания для ограничения земельных участков в обороте установлены федеральным законодательством и конкретизированы законодательством г. Москвы.

Так, ограничены в обороте в соответствии с законодательством г. Москвы участки (части земельных участков), расположенные в границах:

  • технических зон строящихся и проектируемых линий метрополитена; действующих линий и сооружений метрополитена;
  • историко-культурных заповедников;
  • особо охраняемых природных территорий;
  • зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения.

Ограничения на земельные участки в связи с резервированием для государственных нужд устанавливаются в общем порядке резервирования, а также в качестве зарезервированных «по умолчанию» рассматриваются земельные участки или их части в границах:

  • территорий, предназначенных для размещения проектируемых железнодорожных путей, станций и других железнодорожных сооружений;
  • технических зон строящихся и проектируемых линий метрополитена;
  • технических (охранных) зон строящихся и проектируемых инженерных сооружений и коммуникаций;
  • земель, зарезервированных для образования особо охраняемых природных территорий.

Помимо этого, федеральным и московским законодательством в ряде случаев установлен запрет на приватизацию земельных участков.

Так, запрещается передача в частную собственность территорий в пределах земель общего пользования (если они заняты транспортными магистралями, улицами, площадями, проездами, автомобильными дорогами, мостами, тоннелями, подземными пешеходными переходами, эстакадами, инженерными сооружениями и коммуникациями, набережными, парками, лесопарками, скверами, садами, бульварами, водными объектами, пляжами, береговой полосой водных объектов), а также в случае, если данные территории предусмотрены документами территориального планирования и документацией по планировке для использования в государственных или общественных интересах.

Правовой центр ДВА М готов предложить широкий спектр юридических услуг, направленных на оспаривание отнесения участка к числу ограниченных в обороте, зарезервированных или подпадающих под запрет на приватизацию. В этих целях земельные юристы Правового центра готовы осуществить:

  • установление и уменьшение границ зон с особыми условиями использования территории.
  • обоснование нахождения участков за пределами зон с особыми условиями использования территории.
  • судебное оспаривание включения участков в зоны с особыми условиями использования территории.

Зоны с особыми условиями использования территории в г. Москве. Определение границ таких зон

Специфика землепользования в городе Москве связана, в том числе, с:

– наличием большого количества зон с особыми условиями использования территории, предусмотренных как федеральным, так и региональным законодательством.

Так, в список природных территорий, для которых устанавливается особый режим использования в Москве, входят не только особо охраняемые природные территории, виды и статус которых определены федеральным законодательством, но и озеленённые территории, не относящиеся к особо охраняемым (т.н. объекты природного комплекса г. Москвы) для которых также установлены ограничения в использовании.

Аналогично региональным законодательством установлены ряд видов территорий вблизи объектов культурного наследия, для которых устанавливаются специфические ограничения.

– отсутствием единого документа, содержащего перечень зон с особями условиями использования территории.

Информация о границах и режиме зон с особыми условиями использования территории содержится в большом количестве актов различных уровней.

Основным источником информации о режиме земельного участка в части отнесения его территории к зонам с особыми условиями использования являются Правила землепользования и застройки г. Москвы. Кроме того, часть зон с особыми условиями использования отражены в действующем Генеральном плане г. Москвы.

По общему правилу, все зоны с особыми условиями использования территории должны вноситься в ЕГРН и отражаться в градостроительном плане земельного участка. Однако, на практике нередки случаи, когда вхождение участка в соответствующую зону в выписке из ЕГРН и градостроительном плане не отражается, а выясняется уже после начала его освоения.

В связи с этим для оценки режима земельного участка с точки зрения ограничений использования (в том числе при планировании покупки участка или иных видов инвестирования) необходим анализ большого количества источников информации.

Земельные юристы Правового центра ДВА М готовы осуществить анализ градостроительного регламента земельного участка в целях выявления зон с особыми условиями использования территории, в границах которых расположен земельный участок.

В случае выявления на территории земельного участка зон с особыми условиями использования, препятствующими застройке территории, юристы Правового центра ДВА М готовы предоставить услуги по:

  • установлению и уменьшению границ зон с особыми условиями использования территории.
  • обоснованию нахождения участков за пределами зон с особыми условиями использования территории.
  • судебному оспариванию включения участков в зоны с особыми условиями использования территории.

Ограничения хозяйственной деятельности на предоставленных участках

Законодательством г. Москвы устанавливаются ограничения на осуществление некоторых видов хозяйственной деятельности на земельных участках, в том числе и предоставленных в частную собственность. К таким ограничениям относятся:

  • ограничение на строительство и ведение хозяйственной деятельности в ущерб историко-градостроительной или природной среде объекта культурного наследия, для земельных участков и территорий охранных зон, в границах которых расположены объекты культурного наследия;
  • ограничение на проведение земляных работ (только в порядке получения соответствующего разрешения) для технических (охранных) зон подземных и надземных сооружений, в том числе строящихся и проектируемых линий метрополитена. Градостроительное и земельное законодательство г. Москвы уточняет также случаи, когда в связи с фактом владения земельными участками на их владельцев могут быть наложены некоторые дополнительные обязательства. Данные обязательства являются обременениями земельного участка и могут устанавливаться как законодательством, так и договором. В числе нормативно предусмотренных в актах г. Москвы случаев учитываются:
  • для владельцев участков, расположенных в границах технических (охранных) зон действующих или проектируемых инженерных сооружений и коммуникаций – обязанность допуска на территорию земельного участка эксплуатационных служб;
  • для владельцев земельных участков, часть воздушного пространства которых занята нависающими частями сооружения, расположенного на соседнем земельном участке – обязанность обеспечить возможность использования части воздушного пространства над земельным участком;
  • для владельцев земельных участков, часть подземного пространства под которым занята подземным сооружением, размещённым для государственных или общественных нужд – обеспечить возможность использования части пространства под земельным участком;
  • для владельцев земельных участков, часть которых занята объектами благоустройства города – обеспечить возможность использования объектов благоустройства жителями смежных земельных участков.

Таким образом, требования актов г. Москвы в целом повторяют нормы, установленные федеральными законами, однако предусматривают ряд уточнений, введение которых продиктовано нуждами градостроительного регулирования территории города.

Правовой центр ДВА М осуществляет комплексное сопровождение проектов, включающих приобретение прав на земельные участки.

Мы подберем наиболее эффективную организационно-правовую схему реализации Вашего проекта, защитим Ваши права на применение установленных законодательством льготных режимов и добьемся положительного разрешения споров с контрагентами и государственными органами во внесудебном или судебном порядке.

Наш опыт и деловые связи позволят минимизировать затраты времени и избежать дорогостоящих ошибок.

Источник: https://www.2m.ru/uslugi/zemelnye-otnosheniya-v-moskve/ogranicheniya-prav-na-uchastki

Обременение земельного участка: что это, виды, права и ограничения

Ограничения использования земельного участка

Последние изменения: Январь 2021

Пока не будут сняты обременения на земельный участок, некоторые действия с недвижимостью (например, продажа, дарение, обмен) запрещены или предполагают предварительное согласование с инстанцией, установившей запрет.

Если потребовалось снять обременение земельного участка, придется пройти определенную процедуру согласно действующему законодательству. При наличии обременений владелец ограничен в праве распоряжения земельным участком, что подтверждается записью в реестре собственности и выписки ЕГРП.

Органом, уполномоченным фиксировать сведения об ограничениях, выступает Росреестр.

Как определяется

В действующем законодательстве не установлено точного определения об обременении на землю. О нем говорилось в упраздненной статье 1 закона №122 -ФЗ, утвержденного 21 июля 1997 года.

Согласно отмененной норме закона, обременением принято считать запреты и ограничивающие условия, которые мешают собственнику реализовать свои права в отношении объекта – распоряжаться, владеть и использовать землю.

Это определение остается актуальным до сих пор, не меняя сути обременения. Оно должно защитить права третьей стороны, заинтересованной в наделе – арендатора, кредитора, держателя залога.

При обременении возникают условия, стесняющие права собственника, но не лишающие его полностью. Действие ограничений чаще всего ограничено конкретным промежутком времени.

Что такое обременение земельного участка

Помимо личного владения, предусматривающего полноценное использование и распоряжение землей, есть варианты оформления наделов на правах бессрочного или временного пользования. Использование наделов может быть ограничено установленным целевым назначением (например, для выращивания сельскохозяйственной продукции или жилого строительства).

Права собственников ограничивает:

  • договор, на условиях которого передают в собственность надел;
  • законодательство;
  • решение суда.

Принятые виды обременений земельных участков

 

Установлены следующие запреты и ограничения использования и обременения земельного участка:

  1. Запретительные распоряжения по нецелевому использованию земель (например, запрещено возводить промышленные объекты на территории подсобного хозяйства).
  2. Публичный или частный сервитут с правом третьих лиц использовать территорию участка. На основании ст. 274 ГК РФ, предполагает ограниченное использование участка соседями для допуска на свою территорию, проведения ремонтных работ на смежной территории, выполнения иных нужд, связанных с соседним участком. Предусмотрена компенсация собственнику за ограничения в правах. По ст. 39.23 ЗК РФ для изысканий, использования природных ресурсов устанавливается обременение федеральных земель. Согласно ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут возникает на основании распорядительных актов госорганов и муниципальных властей для обеспечения прохода, проезда к водоемам, проведения межи, проведения коммуникаций, прогона скота. Публичный сервитут также предусматривает возмездный характер, если собственник выдвинет такое требование.
  3. Арест, с целью обеспечить исполнение судебного взыскания в принудительном порядке. Основанием для ареста станет решение судьи для организации обеспечения по рассматриваемому иску (ст.140 гражданско-процессуального законодательства), либо для имущественного взыскания согласно ст. 80 закона №229-ФЗ при наличии долговых претензий к собственнику. Арест не ограничивает права пользования, но запрещает любые регистрационные действия.
  4. Временное ограничение распорядительных действий, на которые добровольно согласился собственник земли (так происходит при оформлении ипотечного кредита на участок). Согласно Гражданскому Кодексу (абз. 2 п. 4 ст. 334), ипотека напрямую связана с установлением залогового обременения, которое обеспечит возврат долга кредитору, если выплаты в его адрес будут приостановлены или прекращены. Сделки с правом собственности возобновятся после завершения исполнения обязательств.
  5. Запрет на некоторые действия в отношении земли в связи с передачей ее в длительную аренду (при покупке арендованной земли права покупателя ограничены, пока не истечет заключенный ранее арендный договор сроком более года). На основании ст. 606 ГК РФ, арендаторы временно пользуются или владеют участком на протяжении действия договора с арендодателем. Чтобы арендное ограничение действовало, согласно п.2 ст. 609 ГК РФ, договор регистрируют в Росреестре с внесением записи.
  6. Передача земли под доверительное управление, на основании ст. 1017 ГК РФ, предполагает обременение с передачей полномочий по распоряжению недвижимостью управляющему (с правом сделок отчуждения). В законодательстве не установлено прекращение прав собственника при доверительном управлении, однако регистрация договора ДУ уполномочивает других лиц действовать в полноте права и в интересах собственника.
  7. Концессионное соглашение предполагает ввод арендных отношений целевого характера. Земля может быть использована концессионером в рамках положений соглашения (коммерческие цели). Концессия основана на оформлении арендного договора в первые 2 месяца с начала действия договоренности. Арендный договор и станет основанием для ограничений в правах.

Дополнительные запреты

Помимо основных ограничительных мер действуют прочие ограничения обременения земельного участка, вызванные особыми обстоятельствами или статусом недвижимости.

Есть и иные запретительные нормы:

  • Налоговый залог, при обращении за отсрочкой по налоговым платежам.
  • Нотариальный запрет на отчуждение.
  • Ограничения в специальных зонах. Например, причисление строения к объектам исторического наследия предполагает распространение ограничений и на землю.
  • Обременение в силу проведения линии электропередач, водопровода, газоснабжения. Действия землевладельца на территории особой охраны допускаются только в рамках согласованных с госорганами мероприятий. Исключение составляют сельскохозяйственные работы, не требующие дополнительного согласования. Высадка деревьев, организация мусорки, дорожные работы недопустимы в 5-метровой зоне от прохождения магистралей.

Последствия введенного обременения

Если планируется покупка, необходимо предварительно проверить, не установлены ли запреты относительно права пользования или распоряжения.

Этот вопрос важен для покупателя, поскольку обременения серьезно ограничивают спектр действий, которые мог бы предпринять землевладелец:

  1. Ипотека предполагает лишение права продажи или временной сдачи земли посторонним, если не получено предварительное согласие держателя залога (по кредитному залогу залогодержателем выступает банк).
  2. Установление сервитута предусматривает сохранение права пользования участком и после продажи, пока не истечет период действия сервитута.
  3. Пока действует арендный договор, собственник не может пользоваться землей по прямому назначению, поскольку это право передано арендатору.

Способы проверки объекта недвижимости

Наличие обременения – прямое указание на ограниченный спектр действий в отношении недвижимости. Права ограничиваются после того, как вносится соответствующие изменение в базу Росреестра.

Основанием для ввода станет новая сделка с одновременным оформлением залога, либо отдельное обращение граждан с установлением частного сервитута по соглашению.

Пока действует запись в государственном реестре, права собственника ограничены.

Чтобы узнать о наличии обременений на участок, обращаются с запросом в отделение Росреестра напрямую или опосредовано:

  • территориальное подразделение МФЦ по месту расположения участка;
  • на сайте госуслуг через авторизованный доступ дистанционно.

В запросе к Росреестру указывают идентификационные признаки участка – его кадастровый номер или адрес объекта.

Сведения о действующих обременениях находятся в открытом доступе. Получить их может любой заинтересованный человек.

Обычно это происходит при намерении приобрести землю, когда важно узнать приобретаемый объем права. Если обременение подтверждается, это напрямую отражается на стоимости покупки.

Мало кому понравится, что земельным наделом не удастся воспользоваться в полную силу из-за наличия сервитута или арендатора.

Документом, подтверждающим отсутствие препятствий по наделу, станет выписка ЕГРН. Поскольку обременяющие условия могут быть введены в любой момент, для сделки запрашивают самую актуальную выписку.

Чтобы обременение прекратилось, необходимо снять ограничивающую запись в реестре недвижимости. Это возможно на основании нового обращения в отделение Росреестра с подтверждающими документами при следующих обстоятельствах:

  1. При отмене распоряжения или законодательной нормы, если земля имела особый охранный статус.
  2. Прекращение действия или расторжение по инициативе сторон договора о сервитуте или иных введенных ограничений по соглашению.
  3. Окончание определенного периода ограничительных мер (аренда).
  4. Исполнение обязательств, по которым потребовалось обеспечительное ограничение (ликвидация ипотечного долга).
  5. Судебное постановление, аннулирующее обременение.

Обычно при вводе обременений исходят из конкретного договора, когда собственник изъявляет добровольное согласие на эту меру, а при расторжении договора ограничения снимают. Если основанием стал судебный акт, его можно отменить по отдельному запросу.

Если отменяется сервитут, основываются на иных нормах.

Основанием для снятия обременения с земельного участка станет:

  • нарушение обязательств по внесению платы владельцу;
  • воспрепятствование пользованию остальной землей участка;
  • несоблюдение положений закона об установления сервитута при издании распоряжений;
  • ликвидация причин, которые повлекли ограничения в праве пользования (перенос линий электропередачи за участок).

Чтобы Росреестр мог аннулировать запись об ограниченном праве пользования и распоряжения потребуется предварительно обратиться в суд и получить решение о снятии сервитута.

По обременению в силу ипотеки из банка берут справку об окончании выплат и отсутствии задолженности. На основании полученной справки Росреестр возвращает полноценное использования земли по усмотрению владельца.

Если основанием стало судебное решение или распоряжение представителя Службы приставов, снятие организуют следующими способами:

  1. Обеспечительная мера прекращается автоматически после завершения судебного разбирательства.
  2. Арест участка прекращают через предложение иного равноценного объекта в качестве обеспечения (вместо земельного участка могут предложить квартиру или дом).
  3. Если выявлены процессуальные нарушения при установлении ограничения (пристав арестовал чужую недвижимость или долевую собственность).

После подготовки подтверждающего документа подают заявление в Росреестр с просьбой снять ограничительные меры.

Бесплатный вопрос юристу

Нуждаетесь в консультации? Задайте вопрос прямо на сайте. Все консультации бесплатны/ Качество и полнота ответа юриста зависит от того, насколько полно и четко вы опишете Вашу проблему:

© 2021 zakon-dostupno.ru

Источник: https://zakon-dostupno.ru/zemlya/obremenenie-zemelnogo-uchastka/

Основания для ограничения прав на землю в 2021 году, право пользования землей, установление собственности, судебная практика | Земельный эксперт

Ограничения использования земельного участка

Вся территория России разделена по правообладанию между государством, организациями и обычными гражданами. Распределение земельных участков и их охрана находятся в ведении федеральных и региональных органов власти. Юридические и физические лица обладают определенными территориями на праве собственности, ограниченного владения или аренды.

Ограничение прав на землю возникает на основании федеральных законов, постановлений правительства и указов региональных властей. Основной регулирующий данную отрасль норматив – ФЗ № 136 «Земельный кодекс РФ» от 25.10.01 г.

Права на землю, которые могут быть ограничены

На основании земельного кодекса право пользования землей может быть ограничено для физических и юридических лиц, являющихся подданными иностранного государства. Такие лица не могут обладать территориями, которые расположены в приграничных и особо охраняемых зонах.

Ограничения при использовании земли могут возникнуть, если поблизости расположен промышленный объект специального назначения (ГРЭС, АЭС, химпроизводство). Для собственников прилегающих участков недвижимости вводятся ограничения при использовании территорий. При этом порядок владения устанавливается постановлениями правительства и указами региональных властей.

Для земель охраняемых природных заповедников и участков, занятых предметами исторической ценности, возникает определенное ограничение на владение. Эти территории могут быть использованы только в рамках культурных, туристических и исследовательских мероприятий.

Права ограниченного пользования на рассматриваемые участки устанавливаются на неопределенное время или конкретный срок.

Во время длительности этого периода владелец земли может меняться, но запрет на некоторые виды деятельности передается.

При бессрочном сроке ограничений в правоустанавливающем документе на землю (договорах дарения, мены, купли-продажи) перечень налагаемых запретов оговорен отдельным пунктом.

Основания для ограничения прав на земельный участок

Возможность для наложения запрета на некоторые виды деятельности на определенной территории рассматривается ЗК РФ и иными законами. Согласно этим нормативам существуют следующие основания ограничения прав на землю:

  • Защита природоохранных зон от возможного пагубного воздействия. Сохранение плодородного слоя земли и восстановление ее после эрозии или загрязнения.
  • Сохранение исторического наследия России и народов, проживающих на ее территории. Мероприятия по защите и облагораживанию таких земель.
  • Необходимость прокладки коммуникационных магистралей или путей сообщения (автомобильных, железнодорожных).
  • Установка электровышек и рекламных транспарантов.
  • Безопасное использование предприятий химической и ядерной промышленности.
  • Реализация ремонтных работ на территории частной собственности с целью обслуживания коммуникационных магистралей и иных технических сооружений.
  • Сохранение естественной среды обитания для диких животных, рыб и птиц.
  • Соблюдение санитарно-эпидемиологических норм при использовании земли и ее недр.

Решение по ограничению прав на землю принимается на основании ЗК РФ, актов региональных властей и органов самоуправления. Во исполнение указа владельцу участка направляется протокол решения.

Если собственник рассматриваемой территории не согласен с постановлением органов власти – он может обжаловать требование в судебном порядке путем подачи соответствующего иска.

Например, по поводу запрета на строительство недвижимости вблизи природоохранной зоны или технического сооружения.

После судебных разбирательств выносится компетентное решение, на основании которого определяется возможность применения или отклонения запрета на проведение определенной деятельности.

Если будет признана правомерность ограничений на использование земли – судебный вердикт признается регулирующим документом.

В случае неисполнения решения, у владельца прекращаются вещные права на участок, и территория изымается в пользу заинтересованной структуры.

Виды ограничений прав на земельный участок

Согласно п. 2 ст. 56 ЗК РФ существуют следующие виды ограничений прав на определенную территорию:

  • Передача полномочий муниципалитету для обслуживания магистралей и путей сообщения.
  • Определение конкретного срока начала и окончания строительства объектов недвижимости.
  • Установление периода освоения определенной территории.
  • Допуск специалистов для исследовательских мероприятий.
  • Наложение сервитута для организации прохода и проезда, если создание иного ближайшего пути невозможно.
  • Запрет добычи ресурсов, в том числе животного и растительного происхождения в особо охраняемых местностях.
  • Ограничение на оборот земельных ресурсов, которые находятся в частной собственности или во владении юридических лиц. При правопреемстве территория передается в ведение федерального или регионального органов власти.
  • Ограничения по распоряжению государственными органами земель, которые переданы под развитие жилищной индустрии.
  • Запрет для передачи во владение приграничных территорий иностранным компаниям и гражданам.

Иные виды ограничений могут устанавливаться компетентными органами и в судебном порядке.

Заключение

Запрет на осуществление определенной деятельности на конкретной территории может возникнуть в результате изыскательных мероприятий, охраны окружающей среды и иных причин. Главные особенности наложения ограничений:

  1. Запрет устанавливается пунктами федеральных законов, указов региональных властей или судебным решением.
  2. Обжаловать решение об ограничении можно в судебном порядке или вышестоящей инстанции в установленные законом сроки.
  3. В случае неисполнения законных требований владелец имущества, на которое наложен сервитут, может лишиться вещного права на рассматриваемую территорию.
  4. Срок запрета может быть ограничен по времени или быть установленным на неопределенный период. При правопреемстве ограничения сохраняются.

Наиболее популярный вопрос и ответ на него по основаниям для ограничения прав на землю

Вопрос: Добрый день. Меня зовут Владислав. Могу ли я поставить бетонную клумбу на своем участке, чтобы проезжающие тут машины не гудели под окнами? На каком вообще основании посторонние лица пользуются моей территорией?

Ответ: Здравствуйте, Владислав. Согласно ЗК РФ и положениям судебной практики в случае, если имеется необходимость обеспечения прохода или проезда через определенный земельный участок, при отсутствии других вариантов на такой участок может быть наложен сервитут. Для наложения сервитута необходимо получить разрешение от местных властей.

Если такое действие будет разрешено, в течение 10 дней после решения вам направляется соответствующее постановление. В случае неисполнения уведомления собственника о наложении определенного сервитута на участок – вы можете подать иск в суд. Если вы были уведомлены и поставили подпись – отменить ограничение будет весьма проблематично.

Вам будут полезны следующие статьи:

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос – это быстро и бесплатно!

Источник: http://zk-expert.ru/zemelnye-otnosheniya/osnovaniya-dlya-ogranichenij-prav-na-zemlyu/

Ограничение прав на земельные участки

Ограничения использования земельного участка

Земля является одним из важнейших ресурсов страны и развития общества. По нормам Конституции она может находиться в частной собственности граждан.

Это означает, что полноправные владельцы земельных участков могут ими свободно распоряжаться, при желании отчуждать или или использовать по целевому назначению.

Земельным Кодексом страны регламентированы и ряд оснований, по которым может возникнуть ограничение прав на земельные участки. Такие решения принимаются только на уровне государственных органов власти, занимающихся решением земельных вопросов.

Ограничения при этом в зависимости от их основания могут носить срочный или бессрочный характер.

Понятие ограничения прав на землю

Что такое ограничение права на земельный участок, указано в ст. 56, 56.1 Земельного Кодекса РФ. Ограничение прав на землю – это комплекс мер по ущемлению или запрещению на использование, владение или распоряжение имуществом в интересах государства.

Это специальные меры воздействия, которые призваны ограничить в правах собственника земли для решения более важных, остро стоящих задач, которые могут влиять на развитие всего государства.

Ст. 55 Конституции РФ предполагает, что ограничение прав собственности возможно только в определенных случаях, в частности:

  • для обеспечения нерушимости конституционного строя страны;
  • для обеспечения стабильности государства;
  • для обороноспособности страны;
  • для защиты прав и законных интересов других граждан.

Во всех остальных случаях, по иным мотивам ограничения будут являться незаконными мерами воздействия на гражданина и покушения на его частную собственность.

Ограничение права собственности на землю подлежит государственной регистрации в порядке, предусмотренном ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

От обременения ограничение права пользования земельным участком отличается тем, что при обременении владелец недвижимости получает дополнительные обязанности по содержанию и использованию имущества. При ограничении же он, наоборот, теряет уже существующие у него как у законного владельца права в отношении этой земли.

Лицо, чьи права на землю были таким образом ограничены, имеет полное право отменить или обжаловать это ограничение через суд. Это обязательно нужно сделать, если есть веские основания полагать, что ограничение носит незаконный характер или было осуществлено с нарушениями норм законодательства.

Законные основания

Для того, чтобы права владельца были ущемлены, необходимо, чтобы присутствовали основания ограничения. Прописаны они непосредственно в Земельном Кодексе, но перечень их не является исчерпывающим.

К основаниям ограничения относятся:

  1. Использование земельного участка осуществляется на территории санитарно-защитной зоны.
  2. Необходимость сохранности животного или растительного мира, исторических, архитектурных или культурных памятников, плодородия почвы, естественных путей миграции птиц или других животных.
  3. Строительство недвижимости, транспортных магистралей по контракту с государственными или муниципальными органами.
  4. Иные основания, предусмотренные нормативно-правовыми актами.

В равной степени ограничение земли может быть наложено на юридическое и физическое лицо. Ограничение также может возникнуть, если поблизости располагается промышленный объект специального назначения. К таким объектам могут быть отнесены химические заводы, атомные электростанции и т.д.

Зоны природных заповедников и участков, представляющих историческую ценность, могут использоваться только по целевому назначению – в рамках культурных, туристических или исследовательских мероприятий.

Ограничение прав на землю сохраняется при переходе права собственности от одного владельца к другому. То есть ограничение как юридический факт не имеет привязки к конкретному собственнику земли. Оно касается самого объекта недвижимости.

Кто устанавливает подобные ограничения? Устанавливаются они исполнительными органами государственной власти или местным муниципалитетом. Осуществляется эта процедура с помощью оформления протокола решения, который в обязательном порядке направляется владельцу земли.

Каких видов могут быть ограничения?

Виды ограничений также не являются исчерпывающими. К ним можно отнести:

  • обслуживание магистралей и путей сообщения муниципалитетом;
  • ведение строительства объектов недвижимости;
  • освоение определенной территории;
  • допуск специалистов для проведения исследовательских мероприятий;
  • наложение сервитута для прохода по участку при условии невозможности прокладки иного пути;
  • ограничение на оборот земельных ресурсов;
  • ограничения по распоряжению государственными органами власти землей, которая была передана под развитие жилищной индустрии;
  • запрет на передачу во владении приграничных территорий иностранцам.

Могут быть установлены и другие виды ограничений, но только по решению судебных или компетентных органов. Ипотека ошибочно рассматривается многими как вид ограничения. Это обременение, которое накладывается банком на участок земли, за который ещё не полностью выплачена сумма денежных средств.

В 2021 году узнать об ограничениях на землю можно онлайн на сайте Федеральной кадастровой палаты страны — https://kadastr.ru/. На сайте из списка электронных услуг и сервисов для этого нужно выбрать вкладку «Узнать об ограничениях на земельный участок».

Резервирование земель для нужд государства или города

Отдельным видом ограничения прав владения землёй выделено резервирование земель для государственных или муниципальных нужд, регламентированное ст. 56.1 ЗК РФ.

Такой вид ограничения установлен для определенных территорий страны, где законодательно запрещаются некоторые из видов деятельности.

Иногда государство меняет статус земли, которая ранее законно принадлежала собственнику, но в дальнейшем была причислена к участкам, в которых нуждается государство.

Обычно на зарезервированных территориях запрещено:

  • строить жильё или производственные сооружения;
  • проведение оросительных, осушительных и других мелиоративных работ;
  • организация закрытых водоемов и др.

Так, государство иногда выделяет земли гражданам на определенных условиях, например, для освоения заболоченного участка, осуществления строительства дороги и т.д.

Сроки и регистрация

На какой срок может быть установлено ограничение, указано в положениях Земельного Кодекса страны. В каждом конкретном случае такой срок устанавливается в индивидуальном порядке в зависимости от основания ограничения.

Для государственных или муниципальных нужд резервирование земель может осуществляться на срок не более 3 лет. Иногда он может продлеваться до 20 лет максимум.

Срок ограничения может и вовсе отсутствовать, из-за чего ограничение будет носить бессрочный характер. Если ограничение касается сервитута, то перестанет он действовать, когда отпадёт ранее существовавшее основание для его возникновения.

Все ограничения прав в пользовании землёй должны быть зарегистрированы. Регистрация в этом случае имеет свои особенности, в частности:

  1. Государственная регистрация ограничения прав на землю возможна только при наличии регистрации на сам объект недвижимого имущества в ЕГРН.
  2. Если ограничение происходит не по воле собственника, то регистрация возможна только при уведомлении владельца о наложении определенных ограничений.

Регистрация ограничения, как и права собственности на участок земли, носит заявительниц характер. Помимо самого заявления о регистрации заявитель должен приложить квитанцию об оплате государственной пошлины в размере 1000 рублей для физических лиц и 15000 рублей для юридических лиц.

Если заявитель не предоставляет акт органа государственной власти, на основании которого принято решение об ограничении, орган регистрации запрашивает его самостоятельно.

Указание на наличие ограничения в пользовании землёй, связанного с установлением особо охранной зоны, должно быть зафиксировано в правоустанавливающем документе, например, договоре купли-продажи.

Если такое указание в документе будет отсутствовать, то право собственности на него не может быть законно зарегистрировано.

Как обжаловать в суде ограничение?

Если гражданин не согласен с установленным в отношении него ограничением, он вправе обжаловать решение органа государственной власти в судебном порядке. Тогда решение органа власти может быть признано незаконным и отменено.

Право на обжалование у владельца земли возникнет тогда, когда он получит уведомление об окончании процедуры регистрации ограничения прав на землю.

Для того, чтобы обосновать свою позицию в суде и доказать ее состоятельность, гражданину нужно будет:

  • доказать, что решение, принятое уполномоченными органами, шло в разрез с нормами современного законодательства;
  • доказать, что принятое решение ущемляет права и законные интересы собственника земли.

В исковом заявлении необходимо будет четко обосновать выявленные нарушения с указанием ссылок на нормативно-правовые акты. К иску нужно приложить дополнительные документальные доказательства нарушения своих прав. Если есть возможность, можно привести свидетелей, которые примут Вашу позицию и выскажутся в суде в Вашу пользу.

Нужно быть готовым к тому, что государственные или муниципальные органы представят в суд своих юристов, которые, как правило, обладают большим опытом участия в подобных спорах. Победить в таком противостоянии будет непросто, поэтому лучше заранее вооружиться помощью юристов.

Земля может находиться в частной собственности граждан или юридических лиц. Законодательством предусмотрены основания законного ограничения данных субъектов в правах на пользование и распоряжение своей землёй.

Такие ограничения обязательно должны пройти процедуру государственной регистрации, и в случае несогласия владельца с таким решением могут быть обжалованы им в судебном порядке.

Источник: http://expert-home.net/ogranichenie-prav-na-zemelnye-uchastki/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.