+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Определение нмцк по 44 фз методы простыми словами

Содержание

Определение нмцк. проектно-сметный метод

Определение нмцк по 44 фз методы простыми словами

Согласно пункта 1 статьи 22 Закона о контрактной системе в области Госзакупок, а также Методических рекомендаций по определению НМЦК, цены контракта, заключаемого с исполнителем, подрядчиком, поставщиком, утверждённым приказом №567 Минэкономразвития РФ от 2 октября 2013 года, необходимо применять следующие методы определения начальной максимальной цены контракта:

  1. Метод анализа рынка (сопоставимые рыночные цены), который основывается в определении НМЦК, с использованием данных о рыночных ценах на однородные или идентичные работы (услуги, товары). Для этого производится сбор ценовой информации, и последующий расчет НМЦК в соответствии с формулой, закреплённой в пункте 3.21 методических рекомендаций Минэкономразвития РФ. Этот способ является приоритетным, согласно пункта 3.2 Методических рекомендаций при определении НМЦК.
  2. Нормативный метод. Этот метод состоит из использования предельных цен.
  3. Тарифный метод. Этот метод применяется, в том случае, когда закупаемые работы (услуги, товары), регулируются государством.
  4. Проектно-сметный метод, состоит в применении при расчете НМЦК сметных норм. Этот метод мы будем рассматривать далее, более подробно.
  5. Затратный метод. Этот метод использует при расчете НМЦК, и представляет собой калькуляцию необходимых трат и заложения в расчет обычно получаемой прибыли.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ НМЦК ПРОЕКТНО-СМЕТНЫМ МЕТОДОМ

Проектно-сметный метод расчета НМЦК используют наиболее часто применяют для расчета НМЦК при закупках в строительной сфере. Закон 44-ФЗ, предусматривает проектно-сметный метод определения НМЦК в частях 9 и 9.1 статьи 22. Не на все виды строительных материалов, работ, услуг разрешается рассчитывать НМЦК этим методом.

Контрактная служба, занимающаяся закупкой строительных работ, должна разбираться, в каких случаях необходимо применять проектно-сметный метод, а в каких необходимо выбрать другой способ определения НМЦК.

Проектно-сметный метод стоит использовать:

При строительстве зданий, сооружений, других объектов капстроительства.

При реконструкции и капитальном ремонте зданий, сооружений.

При выполнении работ по сохранению памятников истории, культуры, объектов культурного наследия.

При текущем ремонте помещений, зданий, сооружений.

На услуги по техническому надзору, авторскому надзору, научно-методическому руководству, проектно-сметный метод согласно 44-ФЗ не применяется.

Это положение установлено в ч. 9. Ст.22 Закона о контрактной системе.

Проектно-сметный метод применяется при определении НМЦК, при закупке работ по текущему ремонту строений, зданий, помещений и сооружений, в том числе дорог.

При этом рассчитывать НМЦК для самих проектно-сметных работ, инженерных изысканий с использованием этого метода нельзя, согласно части 9.1 статьи 22 Закона о контрактной системе.

Рассчитывать начальную максимальную цену контракта следует в соответствии с VI разделом Методических рекомендация Минэкономразвития за № 567, от 02. 10. 2013 года.

Согласно этим рекомендациям, при использовании любого метода определения НМЦК, требуется обоснование.

При расчете НМЦК проектно-сметным методом, контрактная служба должна обратится к сметным нормативам, к смете, составленной с помощью норм с

Указанием названий использованных сметных нормативов, и методик, перечисленных в федеральном реестре, или методик и нормативных актов региональных органов исполнительной власти.

Сметная стоимость определяется в соответствии с методикой МДС 81-35.3004 года, которая утверждена постановлением Госстроя РФ, 05.03. 2004 года, за №15/1.

Можно пользоваться нормами строительных работ, реставрационных работ, и правилами региональных и федеральных государственных органов.

В случае оплаты строительства, технического перевооружения или реконструкции из федерального бюджета, следует провести Государственную экспертизу проектно-сметной документации и удостоверится в правильности определения стоимости.

При этом необходимо воспользоваться нормами пункта 6.2 МН постановления правительства РФ от 18.05. 2009 за № 427.

«о порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов российской федерации, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы российской федерации, средств юридических  лиц, созданных российской федерацией, субъектами российской федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля российской федерации, субъектов российской федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов».

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕЕСТР СМЕТНЫХ НОРМАТИВОВ

Согласно п. 6.1 МР при определении начальной максимальной цены контракта, основанием определения НМЦК, в строительстве является проектная документация, содержащая в своём составе сметную стоимость работ и цены материалов, используемых при выполнении этих работ.

В РФ, создан и ведется федеральный реестр сметных нормативов, который и используется для определения начальной максимальной цены контракта, при строительстве зданий, при капитальном и текущем ремонте.

Этот реестр состоит из следующих разделов:

Государственные сметные нормативы (сметные нормы), в составе которых находятся справочники базовых цен на виды строительных работ, отраслевые сметные нормы, в которые входят нормативы применяемые в отраслях экономики, территориальные сметные нормы, в состав которых в свою очередь входят территориальные единичные расценки на ремонтно-строительные работы регионов Российской Федерации, прочие разъяснительные и информационные документы.

Так как основные базовые сметные нормы были составлены в разные годы, для их применения используются индексы изменения сметной стоимости, устанавливаемые Минстроем РФ.

Результат расчета НМЦК оформляется должным образом и отражается в план-графике закупок, извещении о проведении закупки, в составе аукционной или конкурсной документации.

В КАКОЙ ФОРМЕ СЛЕДУЕТ ОФОРМЛЯТЬ РАСЧЕТ НМЦК (НАЧАЛЬНОЙ МАКСИМАЛЬНОЙ ЦЕНЫ КОНТРАКТА) ПО 44-ФЗ?

44-ФЗ, не регламентирует форму расчета НМЦК, но мы рекомендуем применять форму, рекомендованную Приложением к Методическим рекомендациям, во избежание споров с контролирующими органами.

ИНФОРМАЦИЯ, УКАЗЫВАЕМАЯ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ ОБОСНОВАНИЯ НМЦК.

  1. Указывается наименование объекта закупки и его общие характеристики.

  2. Указывается метод обоснования начальной максимальной цены контракта
  3. Указываются документы, а также их реквизиты, которые были использованы при расчете НМЦК.

  4. Непосредственный расчет начальной максимальной цены контракта.
  5. Дата составления обоснования НМЦК.

КТО ПРОИЗВОДИТ РАСЧЕТ НМЦК.

Расчет НМЦК производит контрактная служба заказчика.

СРОКИ ДЛЯ РАСЧЕТА НМЦК.

Закон о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг такой срок не устанавливает.

ОТ 12 ДЕКАБРЯ 2021 Г. N 24-01-09/82766

Источник: https://44fzrf.ru/opredelenie-nmtsk-proektno-smetnyiy-metod/

Нмцк – что это такое. методы определения и расчета по 44-фз

Определение нмцк по 44 фз методы простыми словами

Начальная максимальная цена контракта, или как ее часто обозначают НМЦК – один из самых важных параметров любой закупки. От того как она будет сформирована заказчиком напрямую зависит выгода потенциального победителя, которую он может получить в ходе исполнения контракта.

Что это такое

НМЦК – это самое большое значение цены, по которой в дальнейшем возможно заключение контракта. Говоря иными словами – верхний предел.

Участники, предложившие цену хотя бы на несколько копеек больше, чем начальная цена (например, в извещении о запросе котировок указано 100 000 рублей, а некая организация предлагает в своей заявке цену 110 000 рублей) к участию в закупке не допускаются, их заявки отклоняются. 

Начальная максимальная цена контракта для закупки отображается в нескольких официальных документах, в первую очередь в плане-графике, затем в извещении и документации. От ее величины может зависеть, какой способ определения победителя выбрать.

Например, НМЦК в извещении о запросе котировок на основании части 2 статьи 72 Федерального закона №44 не может превышать 500 000 рублей.

В случае, если планы расходятся с реальностью и НМЦК отличается о той, которая была указана в плане-графике больше чем на 10%, перед объявлением закупки в него нужно вносить изменения. 

НМЦК определяется заказчиком не “из головы”. Она должна быть обоснована в соответствии с нормами, установленными Федеральным законом №44.

Для удобства министерством экономического развития разработаны методические рекомендации по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), утвержденные приказом от 02.10.2013 №567. Правда, это исключительно рекомендации, необязательные к применению.

Методы обоснования НМЦК

Существует несколько методов определения НМЦК, все они определены в части 1 статьи 22 Федерального закона №44. Какой из них применять в конкретном случае – зависит от ситуации и иногда выбора заказчика.

1. Метод сопоставимых рыночных цен

Основной для обоснования НМЦК, то есть применяется заказчиком в общих случаях, если Федеральным законом №44 не установлено исключений.

Суть метода состоит в том, что заказчик собирает сведения о стоимости идентичных товаров/работ/услуг у нескольких поставщиков. Если этого сделать невозможно, рассматриваются однородные товары.

Понятие однородности и идентичности определено частями 13-15 статьи 22 Федерального закона №44. 

Узнать о стоимости можно отправив запрос ценового предложения потенциальным участникам, в котором должны быть указаны характеристики товара/работы/услуга, количество/объем, сроки исполнения контракта, а также другая информация на усмотрения заказчика (за исключением предполагаемой НМЦК). Также можно использовать информацию из интернета. Важно получить не менее трех ценовых предложений и на их основе, в соответствии с формулами, приведенными в указанных выше методических рекомендациях, сформировать НМЦК.

2. Нормативный метод

Используется на основании правил, установленных статьей 19 Федерального закона №44 для обоснования НМЦК на товары/работы/услуги, внесенные в соответствующие перечни. При этом установленная заказчиком НМЦК не может быть больше той, которая соответствует предельным значениям (такая информация размещается на соответствующих сайтах в сети Интернет).

3. Тарифный метод

Этот метод можно применять только в конкретных случаях, цена при этом определяется в соответствии с официальными документами: постановлениями, распоряжениями, законами и так далее, в которых устанавливается величина тех или иных тарифов.

4. Проектно-сметный метод

На практике применяется довольно часто в тех закупках, которые проходят по смете: капитальный ремонт, текущий ремонт, работы по сохранению культурного наследия. Для обоснования НМЦК достаточно утвержденной проектно-сметной документации.

5. Затратный метод

С этим методом связано больше всего вопросов. Применяется он довольно редко, когда ни один другой из перечисленных выше методов не работает. НМЦК в этом случае складывается из суммы затрат и обычной для той или иной сферы прибыли. 

В любом случае, каким бы методом обоснования НМЦК не пользовался заказчик, все расчеты должны быть “прозрачными”, проведены на основании официальных документов и действующих нормативных актов. В противном случае потенциальный участник вправе обратиться с жалобой в Федеральную антимонопольную службу и закупка, скорее всего, будет отменена. 

Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/79-nmtsk-metody-obosnovaniya

Как заказчики определяют начальную (максимальную) цену контракта

Определение нмцк по 44 фз методы простыми словами

Определение НМЦК производится при подготовке плана-графика закупки, извещения об осуществлении закупки, формировании документации о закупке. Как заказчик должен действовать при установлении цены, читайте в статье.

Начальная (максимальная) цена контракта — это предельное значение цены, которое указывается в извещении о проведении закупки, документации о закупке, приглашении принять участие в закрытой закупке. Такая цена устанавливается при определении поставщика конкурентным способом. Правила определения НМЦК установлены ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ.

Возможные ситуации при определении НМЦК

Ситуация № 1 – НМЦК занижена

Последствия:

  • процедура закупки может не состояться, т.к. вряд ли кто-то захочет заключать контракт себе в убыток;
  • высокая вероятность заключения контракта с недобросовестным поставщиком. Он либо не выполнит условия контракта по заявленной им цене, либо сэкономит на качестве поставляемого товара, выполняемой работы или оказываемой услуги.

Ситуация № 2 – НМЦК завышена

Последствия:

  • неэффективное расходование бюджетных средств;
  • в ходе торгов есть вероятность, что цена снизится до размеров среднерыночной;
  • есть вероятность, особенно при проведении электронного аукциона, ситуации, когда подается одна единственная заявка и контракт заключается с участником по НМЦК либо участниками создается видимость торгов, в ходе которых цена снижается максимум на 0,5 — 1%.

Ситуация № 3 – НМЦК определена корректно

Последствия:

  • ситуация благоприятна, как для заказчика, так и для потенциального участника;
  • эффективное расходование бюджетных средств;
  • участие в такой закупке выгодно для участника;
  • заказчик получит товары, работы, услуги (ТРУ) надлежащего качества.

Сроки размещения в ЕИС извещения о проведении закупки в зависимости от способа закупки и размера НМЦК

Способ закупки НМЦК Срок размещения
Открытый конкурсПри любом размереНе менее чем за 20 календарных дней до даты вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к электронным заявкам
Электронный аукционБолее 3 млн руб.Не менее чем за 15 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок
3 млн руб. и менееНе менее чем за 7 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок
Запрос котировокСвыше 250 тыс. руб.Не менее чем за 7 рабочих дней до даты истечения срока подачи заявок
Не более 250 тыс. руб.Не менее чем за 4 рабочих дня до даты истечения срока подачи заявок
Запрос предложенийПри любом размереНе позднее чем за 5 календарных дней до даты проведения такого запроса

Определение НМЦК производится при формировании плана-графика закупки, подготовке извещения об осуществлении закупки и документации о закупке.

Методы определения НМЦК по 44-ФЗ

В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ НМЦК и в предусмотренных Законом №44-ФЗ случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов:

  1. метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка);
  2. нормативный метод;
  3. тарифный метод;
  4. проектно-сметный метод;
  5. затратный метод.

Если невозможно применить методы, упомянутые в ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ, допускается использовать иные методы. В таком случае в обоснование НМЦК заказчик обязан включить обоснование невозможности применения перечисленных выше методов.

Метод сопоставимых рыночных цен

Метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным для определения и обоснования НМЦК. Т.е. должен применяться заказчиками всегда, если иное не предусмотрено законом.

Особенности: установление НМЦК на основании анализа рыночных цен на идентичные товары (работы, услуги) планируемые к закупке. Если заказчику не удается найти цены на идентичную продукцию, он может использовать цены на однородную продукцию.

Определения идентичности и однородности продукции установлены в ч.ч.13-15 ст.22 44-ФЗ, а также в п.п. 3.5 и 3.6 Методических рекомендаций (Приказ Минэкономразвития России от 02.10.2013 № 567).

В целях определения НМЦК методом сопоставимых рыночных цен рекомендуется использовать не менее 3 вариантов цен товара (работы, услуги), предлагаемых различными поставщиками.

Определение идентичности и однородности ТРУ

Группа товаров (работ, услуг) Признаки Особенности определения
Идентичные товары (ч. 13 ст. 22 Закона № 44-ФЗ)Одинаковые характерные основные признаки (функциональные, технические, качественные, а также эксплуатационные характеристики)При определении идентичности могут учитываться:

  • страна происхождения;
  • производитель.

Незначительные различия во внешнем виде товаров могут не учитываться

Идентичные работы, услуги (ч. 13 ст. 22Закона № 44-ФЗ)Одинаковые характерные основные качественные характеристики, в том числе реализуемые с использованием одинаковых методик, технологий, подходовИдентичность работ (услуг) определяется с учетом характеристик подрядчика (исполнителя), его деловой репутации на рынке
Однородные товары, не являющиеся идентичными (ч. 14 ст. 22Закона № 44-ФЗ)Сходные характеристики, компоненты, позволяющие товарам выполнять одни и те же функции и (или) быть коммерчески взаимозаменяемымиПри определении однородности товаров учитываются:

  • качество
  • страна происхождения
  • репутация на рынке
Однородные работы (услуги), не являющиеся идентичными (ч. 15 ст. 22Закона № 44-ФЗ)Сходные характеристики, позволяющие работам (услугам) быть коммерчески и (или) функционально взаимозаменяемымиПри определении однородности работ (услуг) учитываются:

  • качество
  • репутация на рынке
  • вид и объем
  • уникальность и коммерческая взаимозаменяемость

При применении метода сопоставимых рыночных цен (анализа цен) используются:

  • обоснованные заказчиком коэффициенты или индексы для перерасчета цен ТРУ с учётом различий в характеристиках товаров, коммерческих и (или) финансовых условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг (перечень и значимость коэффициентов определяются заказчиком экспертным путем);
  • общедоступная информация о рыночных ценах ТРУ в соответствии с ч. 18 ст. 22 Закона № 44-ФЗ;
  • информация о ценах ТРУ, полученная по запросу заказчика от поставщиков (подрядчиков, исполнителей), осуществляющих поставки идентичных ТРУ, планируемых к закупке, а при их отсутствии — однородных ТРУ;
  • информация, полученная в результате размещения запросов цен ТРУ в ЕИС.

При использовании метода сопоставимых рыночных цен заказчику рекомендуется осуществить следующие действия:

  1. Изучить рынок с целью определения ТРУ, наиболее полно соответствующих описанию объекта, предполагаемого к закупке.
  2. Выявить ТРУ, идентичные объекту закупки, при их отсутствии — однородные товары (работы, услуги).
  3. Направить потенциальным поставщикам запрос о предоставлении ценовой информации.

     В запросе необходимо привести подробное описание объекта закупки, указать условия исполнения контракта, объемы закупки, срок и желательную форму предоставления информации.

  4. Разместить запрос в ЕИС.
  5. Осуществить поиск ценовой информации в реестре контрактов, заключенных заказчиками.

     Рекомендации по поиску общедоступной ценовой информации, содержащейся в реестре контрактов, заключенных заказчиками, приведены в приложении № 2 к Методических рекомендациям.

  6. Провести сбор и анализ общедоступной ценовой информации.
  7. Отобрать документы и сведения, которые содержат всю необходимую информацию для определения НМЦК.

  8. Провести в случае необходимости корректировку выявленных цен ТРУ.
  9. Проверить однородность ценовой информации.

Нормативный метод

Особенности: предполагает расчет НМЦК на основе требований к закупаемым товарам, работам, услугам, установленных в соответствии со ст.19 44-ФЗ в случае, если такие требования предусматривают установление предельных цен.

Указанный метод может применяться совместно с методом сопоставимых рыночных цен. Однако стоит учитывать, что полученная НМЦК не может превышать значения, рассчитанного на основании нормативного метода.

При применении нормативного метода используется информация о предельных ценах товаров (работ, услуг), размещенная в ЕИС.

Тарифный метод

Особенности: применяется в том случае, если в соответствии с законодательством РФ цены закупаемых ТРУ подлежат государственному регулированию или установлены муниципальными правовыми актами.

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1519

Как определяется и обосновывается начальная максимальная цена контракта по нормам 44-ФЗ?

Определение нмцк по 44 фз методы простыми словами

На рынке государственных закупок одним из важнейших понятий является начальная (максимальная) цена контракта, или НМЦК. Это предельная стоимость контракта, выше которой заказчик заключить контракт с потенциальным исполнителем госзаказа не сможет.

Что такое начальная (максимальная) цена контракта?

Определение НМЦК производится в процессе подготовки плана-графика закупки и при формировании документации о закупках. Это предельная цена, которая фигурирует в извещении о проведении госзакупки, в документации по контракту и в приглашении принять участие в закрытой закупке.

Правила определения НМЦК устанавливаются в ФЗ-44 ч. 1 ст. 22. В государственных закупках достаточно важно корректно определить максимальную цену контракта. Без этого возможен срыв закупки или наступление иных неблагоприятных последствий.

Так, если рассчитанная НМЦК будет сильно занижена, то закупка может не состояться. Ведь далеко не каждый поставщик согласиться работать себе в убыток на невыгодных условиях. Также у заказчика достаточно высока вероятность подписания контракта с недобросовестным подрядчиком, который вовсе не выполнит условия договора или сэкономит на качестве выполняемых работ и услуг.

Если же НМЦК получилась сильно завышенной, то в числе возможных неблагоприятных последствий можно выделить неэффективное расходование бюджетных средств. Хотя в ходе торгов есть вероятность снижения цены контракта до среднерыночной.

Корректное определение НМЦК важно по следующим причинам: подобная ситуация благоприятна для заказчика и потенциального участника, гарантирует эффективное распределение бюджетных средств, привлекает к участию в торгах благонадежных заказчиков, заказчик получит товары надлежащего качества.

От начальной стоимости во многом зависит порядок проведения закупки и действующие ограничения. Так, если начальная максимальная стоимость по 44-ФЗ более 500 тыс. р., то заказчик не вправе проводить запрос котировок.

От цены закупки зависит и срок размещения сведений о проведении закупок.

Способ проведения закупкиНМЦКСроки размещения
Открытый конкурсНезависимо от суммыВ пределах 20 дней до даты вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к торгам
Электронный аукционБолее 3 млн. р.Как минимум за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок
Менее 3 млн. р.Как минимум за 7 рабочих дней
Запрос котировокСвыше 250 тыс. р.Минимум за 7 рабочих дней
Менее 250 тыс. р.Минимум 4 рабочих дня
Запрос предложенийНезависимо от суммыКак минимум за 5 дней до запроса

Методы определения начальной максимальной цены

Правила определения и обоснования НМЦК приведены в 44-ФЗ и Методических рекомендациях Минфина по применению методов определения начальной (максимальной) цены.

Согласно ч. 1 ст. 22 ФЗ-44, НМЦК по контракту, заключаемому с единственным поставщиком, определяется заказчиком с использованием одного или нескольких методов:

  • метод сопоставимых рыночных цен (или метод анализа рынка);
  • затратный метод;
  • проектно-сметный метод;
  • тарифный метод;
  • нормативный метод.

Этот перечень методов не является исчерпывающим, при необходимости заказчик может использовать иные методы, но он должен обосновать невозможность применения вышеперечисленных методик.

Основным методом для определения НМЦК является метод сопоставимых рыночных цен (именно ему должны отдавать приоритет заказчики).

Его суть состоит в том, что заказчик должен установить справедливую цену на основании анализа цен на аналогичные товары (если идентичная продукция отсутствует, то он может учитывать цены на однородные товары).

Идентичные товары по ч. 13 ст.

22 ФЗ-44 имеют одинаковые характерные признаки: в частности, качественные, функциональные, технические и эксплуатационные характеристики. Под идентичными работами понимаются работы, которые были произведены с использованием одинаковых методик, подходов и технологий.

Однородные товары, по ч. 14 ст. 22 – это те, которые выполняют одни и те же функции и являются коммерчески взаимозаменяемыми. Однородные работы – коммерчески или функционально заменяемые работы или услуги.

При определении НМЦК с помощью метода сопоставимых цен рекомендовано использовать не менее 3 вариантов цен на товары, предложенные разными поставщиками.

В процессе определения идентичности или однородности товаров или услуг учитываются:

  • страна происхождения товара;
  • производитель товара;
  • характеристика и репутация компании на рынке (применяется в отношении оказываемых услуг);
  • качество товара;
  • взаимозаменяемость товаров;
  • вид и объем товаров.

При этом небольшие отличия во внешнем виде товаров могут не учитываться. В процессе применения метода сопоставимых цен используются:

  • коэффициенты или индексы для пересчета цен с учетом разницы в характеристиках товаров (индексы для пересчета определяются экспертными методами);
  • общедоступные сведения о рыночных расценках;
  • информация от размещения запросов в ЕИС.

В процессе использования метода сопоставимых цен заказчику следует придерживаться следующего алгоритма:

  1. Изучить рынок для определения товаров или услуг, которые наиболее полно соответствуют предполагаемому к закупке товару.
  2. Выявить идентичные объекту закупки товары и услуги.
  3. Направить потенциальным поставщикам запросы о предоставлении ценовой информации.
  4. Разместить запрос цен в ЕИС.
  5. Найти цены на товары в реестре заключенных контрактов.
  6. Проанализировать полученную ценовую информацию.
  7. Подобрать документы, которые содержат все сведения для определения НМЦК.
  8. Удостовериться в однородности ценовых сведений.

Применение проектно-сметного метода имеет ограниченный диапазон практического использования. Он может применяться, если предполагается заказ строительных и ремонтных работ (реконструкции, капитальный ремонт, сохранение культурных объектов, текущий ремонт зданий и сооружений и пр.). Он используется с учетом строительных нормативов, государственных сметных норм и пр.

При использовании проектно-сметного метода используют:

  • проектную документацию;
  • сведения о ценах с использованием дефляторов по экономической деятельности;
  • положение о проведении проверки для определения сметной стоимости объектов капстроительства;
  • информацию об объемах вложений на реализацию инвестпроектов.

Нормативный метод предполагает расчет НМЦК на основании требований к предмету закупки по ст. 19 44-ФЗ, если они предполагают установку предельных цен. При применении данного метода берется информация из ЕИС.

Тарифный метод применяется, если цены закупаемых товаров и услуг подлежат госрегулированию либо устанавливаются нормативно-правовыми актами.

Затратный метод предполагает определение НМЦК как суммарные произведенные затраты с учетом суммы обычной для анализируемой сферы прибыли.

Затратный метод применяется при невозможности использовать иные методики или в дополнение к ним.

При этом учитываются стандартные прямые и косвенные затраты на производство, приобретение и реализацию товаров, их транспортировку и хранение и пр.

Сведения о прибыли получаются на основании анализа заключенных контрактов в ЕИС или при анализе иных доступных источников информации: например, результаты изучения рынка, проведенного по инициативе заказчика.

Последовательность и порядок действий при расчете и обосновании НМЦК

Под обоснованием НМЦК понимается расчет стоимости с приложением комплекта подтверждающих документов, на основании которых выполнен расчет. При этом, сведений о поставщиках (подрядчиках), которые предоставили необходимую документацию и сведения заказчику, обоснование содержать не должно.

Согласно п. 2.2 Методических рекомендаций заказчик должен придерживаться следующего алгоритма обоснования стоимости:

  1. Определение потребности в определенном товаре или услуге.
  2. Установление перечня требований к определенным товарам или услугам, которые предполагается закупить.
  3. Провести исследование рынка через изучение общедоступных источников.
  4. Описать объект закупки с учетом требований 44-ФЗ.
  5. Определить метод расчета НМЦК.
  6. Использовать один из указанных методов или комплекс методов.
  7. Сформировать обоснование НМЦК в рекомендованной форме.

Изменение цены контракта на 10% по 44-ФЗ

Закон 44-ФЗ, регулирующий процедуры госзакупки, допускает увеличение цены контракта при соблюдении определенных условий. Внесению изменений в действующий контракт посвящена ст. 95 ФЗ о контрактной системе.

Здесь сказано о том, что стороны не вправе изменять существенные условия договора (к которым относится цена) в одностороннем порядке.

Для изменения стоимости контракта заказчику и исполнителю стоит предварительно достигнуть договоренности.

Внесение изменений в предельную стоимость контракта допускается, только если такая возможность прописана в самом договоре. При этом стоимость контракта снижается без изменения объема выполненных работ и услуг и цена изменяется в пределах 10%.

В перечне возможных причин для уменьшения цены контракта также значатся такие причины:

  • выполнить договор по прайсу невозможно, так как он превышает размер, установленный Правительством;
  • изменились регулируемые тарифы;
  • уменьшился размер бюджетного финансирования;
  • изменился перечень услуг для заказчика.

Так, при изменении стоимости должны соразмерно увеличиваться объем поставляемого товара или оказанной услуги.

У сторон также есть возможность не только снизить, но и увеличить цену контракта по 44-ФЗ. Но это должно быть оговорено документацией о закупке или контрактом. 44-ФЗ содержит разъяснения при необходимости увеличить контракт на 10%.

Здесь сказано, что стоимость увеличивается пропорционально дополнительному количеству продукции, выполненным работам и услугам исходя из цены за единицу работы.

Стоимость контракта может быть увеличена не более, чем на 10% от начальной стоимости по контракту.

Заказчик может заключить допсоглашение с подрядчиком на увеличение цены контракта только при необходимости увеличения объема предусмотренных договором работ.

Если заказчик решил выполнить дополнительные работы по договору, которые первоначально не были прописаны в контракте, то ему необходимо проводить новую закупку.

Воспользоваться своим правом на увеличение цены контракта на 10% в данном случае не допускается. При этом при стоимости дополнительных работ менее 100 тыс. р. разрешается оформить закупку у единственного поставщика.

По 44-ФЗ изменение цены контракта более чем на 10% допускается только при изменении регулируемых тарифов Правительством или объема бюджетного финансирования.

Что касается возможности изменения цены более, чем на 10% по соглашению сторон, то в рамках дополнительного соглашения оно не оформляется (эту позицию озвучивал Минфин в своем письме от 2021 года № 24-03-08/70200).

При условии выделения дополнительного финансирования из бюджета, которое бы покрыло увеличивающийся объем поставок более чем на 10%,  заказчик и исполнитель должны заключить новый контракт.

Таким образом, НМЦК представляет собой предельную стоимость, выше которой не может быть заключен контракт с будущим поставщиком. Правильное определение НМЦК имеет предельно важное значение для проведения успешной закупки.

При расчете НМЦК может использоваться один из следующих методов: рыночных цен, нормативный, тарифный, проектно-сметный или затратный. Заказчик не вправе в одностороннем порядке изменять цену контракта, для этого требуется согласовать это с подрядчиком или поставщиком.

При необходимости изменить цену более чем на 10% придется заключать новый контракт, в рамках действующего повышать или понижать цену можно только в пределах 10%.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно! 

+7 (499) 110-86-72

Москва и область

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/cena-kontrakta.html

Нмцк начальная максимальная цена контракта по 44-фз – что нужно знать

Определение нмцк по 44 фз методы простыми словами

Согласно требованиями Закона 44-ФЗ, муниципальные и государственные Заказчики обязаны не просто указывать в извещении и сопутствующей документации НМЦК (начальную максимальную цену контракта по 44-ФЗ), но и ее обоснование. О том, какие методы определения НМЦК и способы ее обоснования существуют, расскажет эта статья.

567 приказ минэкономразвития: определение НМЦК

Аббревиатура НМЦК расшифровывается как начальная (максимальная) цена контракта и представляет собой предельное значение стоимости, которая указывается в извещении и иной документации о закупке.

НМЦК устанавливается при определении поставщика/исполнителя или подрядчика конкурентным методом. Иными словами, НМЦК – это максимальная сумма, на которую может быть заключен контракт.

Если же участник закупки предложил большую сумму, чем указывалась в извещении, то заявка такого участника рассмотрению не подлежит.

Важно: Стоимость контракта, заключаемого с единственным поставщиком/исполнителем или подрядчиком – это фиксированное значение, установленное и обоснованное Заказчиком.

Определяется НМЦК при:

  • составлении плана-графика;
  • подготовке извещения о закупке;
  • подготовке документации о закупке.

Конечный результат утверждения НМЦК указывается в перечисленных документах. При этом если во время осуществления закупок значение цены меняется, то соответствующие изменения вносятся и в план-график.

Размер НМЦК оказывает влияние не только на выбор метода определения поставщика, но и на срок публикации извещения о закупке в ЕИС.

Все вопросы определения НМЦК определяются статьей 22 Закона 44-ФЗ и соответствующим Приказом Минэкономразвития РФ от 02.10.2013 года №567 «Об утверждении методических рекомендаций по применению методов определения НМЦК и цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком/подрядчиком/исполнителем».

Однако необходимо отметить, что данные рекомендации не являются нормативно-правовым актом, а значит, не обязательны для соблюдения Заказчиками. В дополнение к данному приказу могут быть разработаны дополнительные рекомендации на уровне субъектов РФ.

Внимание: Контролем правильности установления и обоснования НМЦК занимаются органы внутреннего муниципального/государственного финансового контроля.

Методы определения НМЦК по 44-ФЗ

Определение НМЦК – весьма ответственный этап осуществления закупки, так как оказывает влияние не только на эффективное расходование выделенных бюджетных средств, но и на возможность осуществления закупки как таковой.

Если НМЦК будет определена некорректно, то Заказчик может столкнуться со множеством проблем.

К примеру, если значение сильно занижено, то закупка может просто не состояться, ведь вряд ли кто-то из поставщиков согласится работать себе в убыток.

Также высока вероятность столкнуться с недобросовестным участником закупок, который или не выполнит условия контракта по заявленной стоимости, либо существенно сэкономит на качестве предоставляемого товара или услуг.

В случае, если НМЦК завышена, можно смело говорить о неэффективном расходовании средств.

Но велика вероятность, что данная закупка привлечет внимание большого количества поставщиков, которые в ходе торгов снизят установленную стоимость до среднерыночной.

Однако случаи, когда подается одна-единственная заявка и сделка заключается по установленной НМЦК, все же встречаются достаточно часто, поэтому надеяться на снижение стоимости в ходе торгов не стоит.

Тарифный

Тарифный способ определения НМЦК применяется Заказчиками в случаях, когда цены закупаемых товаров/услуг или работ подлежат государственному регулированию или определены муниципальными правовыми актами. В таком случае максимальные цены контрактов определяются по регулируемым тарифам согласно Постановлению Правительства РФ№239 от 7.03.1995 года «О мерах по упорядочению госрегулирования цен (тарифов)».

Тарифный способ не рекомендуется к применению в отношении цен закупок, которые осуществляются по ценам не ниже установленных в соответствии с пунктом 5.1 Методических рекомендаций.

Важно: При использовании указанного способа применяются предельные тарифы, утвержденные в установленном порядке на законодательном уровне.

Проектно-сметный с обоснованием

Проектно-сметный способ заключается в определении начальной цены на:

  • строительство/реконструкцию/капремонт объекта капитального строительства;
  • проведение работ по сохранению культурного наследия (памятников культуры и истории) народов РВ, кроме научно-методического руководства, авторского и технического надзора;
  • текущий ремонт строений, сооружений, зданий, помещений.

Формула расчета НМЦК методом сопоставимых рыночных цен

Метод сопоставимых рыночных цен является приоритетным для установления и обоснования НМЦК. Иными словами, данный метод должен применяться Заказчиком во всех случаях, кроме тех, что предусмотрены Законом 44-ФЗ.

Суть данного метода заключается в определении максимальной цены на основании результатов анализа рыночных цен на аналогичные товары, услуги или работы.

В случаях, когда Заказчику не удается найти сведения о ценах на идентичную продукцию, он может применить данные о ценах на однородную продукцию.

Определения однородности и идентичности продукции установлены в статье 22 Закона 44-ФЗ и в Методических рекомендациях от Минэкономразвития России.

При использовании данного метода Заказчик вправе применять поправочные коэффициенты и индексы для перерасчета цен с учетом различий в характеристиках приобретаемых товаров, условий поставок товаров, оказания услуг или выполнения работ.

Для анализа цен заказчик может использовать информацию их любых открытых источников, отправлять соответствующие запросы потенциальным подрядчикам и размещать информацию о запросе цен в ЕИС.

Заказчику при этом необходимо получить как минимум три ценовых предложения, удовлетворяющих требованиям к объекту планируемой закупки.

Сколько основных методов обоснования НМЦК?

Согласно статье 22 Закона 44-ФЗ НМЦК и цена контракта, заключаемого с одним поставщиком/исполнителем/подрядчиком, устанавливаются и обосновываются Заказчиком посредством применения таких методов, как:

  1. анализ рынка (метод сопоставимых рыночных цен);
  2. тарифный;
  3. проектно-сметный;
  4. нормативный;
  5. затратный.

Нормативный способ заключается в расчете начальной цены на основе требований к закупаемым товарам/услугам/работам в случаях, если эти требования предусматривают утверждение предельной стоимости товаров/услуг/работ. Данный метод может применяться в тандеме с методом анализа рынка, однако необходимо помнить, что полученное значение НМЦК не может превышать значения, рассчитанного с помощью нормативного метода.

При использовании нормативного способа используются данные о предельной стоимости товаров/услуг/работ, размещенные в ЕИС.

Затратный способ применяется, когда отсутствует возможность применения иных способов определения НМЦК или в дополнение к другому выбранному методу. Затратный способ заключается в определении начальной цены как суммы производственных затрат и обычной для определенной области деятельности прибыли.

При этом должны учитываться и прямые, и косвенные затраты на производство, приобретение, реализацию, а также транспортировку, хранение и страхование объекта закупки.

Необходимая информация об обычной прибыли для конкретной сферы деятельности может быть взята Заказчиком из результатов анализа контрактов, опубликованных в ЕИС и других открытых источников информации.

Важно: Приведенный перечень методов определения НМЦК не является закрытым, поэтому если по каким-то причинам приведенные способы не могут быть использованы, допускается применение иных методов. Но в таком случае Заказчику предстоит указать в обосновании НМЦК причину, по которой утвержденные способы не использовались.

Обоснование НМЦК

Обоснование НМЦК – не что иное, как расчет стоимости с приложением сведений и подтверждающей документации, на основании которых расчет был выполнен.

Последовательность действий при подготовке письменного обоснования НМЦК

Согласно Методическим рекомендациям от Минэкономразвития России, алгоритм действий при подготовке письменного обоснования начальной цены Заказчиком, выглядит следующим образом:

  • определение потребности в конкретном товаре/услуге/работе;
  • установление перечня требований к объекту закупки и условиям выполнения контракта;
  • проведение исследования рынка посредством изучения открытых источников информации;
  • формирование описания объекта закупки;
  • проверка наличия принятых в отношении планируемых к закупке видов, групп товаров, услуг или работ соответствующих нормативно-правовых актов;
  • определение применимого метода установления НМЦК;
  • осуществление соответствующим методом определения НМЦК с учетом Методических рекомендаций Минэкономразвития РФ;
  • формирование обоснования НМЦК.

Источники обоснования НМЦК

К источникам обоснования НМЦК относятся:

  • сведения о стоимости товаров, услуг или работ, содержащиеся в опубликованных исполненных контрактах;
  • сведения о стоимости товаров, услуг или работ, из рекламы, каталогов, описаний товаров и других предложений, обращенных к неопределенному кругу лиц и являющихся в соответствии с действующим законодательством публичной офертой;
  • данные о котировках на отечественных и иностранных биржах;
  • данные о котировках на электронных площадках;
  • сведения госстатотчетности о ценах товаров, услуг и работ;
  • сведения о стоимости товаров, услуг или работах из официальных источников информации уполномоченных органов;
  • данные о рыночной стоимости объекта оценки, определенной согласно законодательству, регулирующую оценочную деятельность;
  • данные информационно-ценовых агентств, открытые к изучению результаты анализа рынка;
  • иные источники информации.

Важно: Для расчета НМЦК не рекомендуется использовать сведения, представленные лицами из реестра недобросовестных подрядчиков, полученные из анонимных источников и содержащиеся в документах, не соответствующих требованиям Заказчика к их содержанию. Кроме того, следует избегать сведений, не содержащих расчет стоимости товаров, услуг или работ.

Форма обоснования НМЦК по 44-ФЗ: образец

Рекомендуемая форма обоснования НМЦК выглядит следующим образом: https://yadi.sk/i/x45my91c3Kmkn8.

Обоснование НМЦК с единственным поставщиком пример

Пример обоснования НМЦК с единственным поставщиком можно скачать по ссылке https://yadi.sk/i/iZ5Wzl4V3Kmkpi или https://yadi.sk/i/Sw5-De3e3KmkrE .

Расчет с помощью онлайн-калькулятора НАИЗ

На официальном сайте НАИЗ – Национальной Ассоциации Институтов Закупок, расположенном по адресу http://naiz.org, размещен калькулятор расчета НМЦК, позволяющий рассчитать начальную стоимость контракта методом анализа рынка в режиме «онлайн». Расчет цены можно выполнить как по одному наименованию объекта закупки, так и сразу по нескольким.

Данный калькулятор располагается по ссылке http://naiz.org/fz44/nmc/.

Таким образом, НМЦК – важнейший показатель, к определению и обоснованию которого необходимо подходить крайне внимательно. Ведь некорректное определение максимальной стоимости закупки может привести как к неэффективному расходованию бюджетных средств, так и полной отмене осуществления закупки.

Источник: https://specworkgid.ru/zakupki-i-tendery/nmck-po-44-fz.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.