Ответственность экспедитора при международной перевозке
Экспедитор по перевозке грузов: еткс, должностная инструкция, это, водителя, обязанности, профстандарт
Выполняя поиск фирмы, которая организует перевозку груза, клиент сталкивается с двумя понятиями, похожими по смыслу – перевозчик и экспедитор по перевозке грузов. На первый взгляд они оказывают одинаковые услуги. Но в действительности существуют большие различия между их деятельностью. Перевозчик – это исполнитель, а экспедитор – организатор.
Перевозчик выполняет доставку груза из начального пункта в конечный. Обычно перевозчик содержит целый автопарк. У экспедиторской компании чаще всего нет своего транспорта, и для перевозок используются арендованные транспортные средства.
Чем занимается экспедитор
Слово «экспедитор» на латыни означает «сопровождающий». Экспедитор – это ответственное лицо, в обязанности которого входит контроль передвижения груза по составленному маршруту, оформление сопровождающих документов, страхование, погрузочные манипуляции, хранение.
Экспедитор, как центральное звено, формирует вокруг себя логистическую цепочку, оптимизирует затраты, на всем протяжении следит за состоянием груза, его сохранностью и своевременной доставкой.
Также в обязанности экспедитора может входить подбор специального транспорта для опасных видов груза или негабарита.
Соблюдение маркировки грузов и пломбирование тоже является обязанностью экспедитора.Водитель-экспедитор
Экспедирование грузов — одно из востребованных видов деятельности. Когда изготовитель отправляет свою продукцию или покупатель заказывает товар, то все хотят, чтобы доставка произошла без задержек, и товар доставили в целости.
Сотрудники экспедиционной компании должны хорошо знать:
- как принимать и сдавать товар;
- правила проведения такелажных работ;
- условия хранения и транспортировки различных видов грузов;
- нормы простоев различных видов транспорта при погрузке и выгрузке;
- Правила ТБ и основные принципы организации труда;
- технические характеристики грузового транспорта, перевозящего объекты договора;
- основные маршруты грузоперевозок;
- реквизиты и адреса важнейших поставщиков и места нахождения их главных складов;
- формы документов, сопутствующих грузоперевозкам и прочим манипуляциям.
Осуществляя экспедиционную деятельность в различных направлениях, и обслуживая множество клиентов, экспедитор зарабатывает оптовые скидки, которые влияют на понижение розничных расценок. Клиенты предпочитают работать с крупными панрегиональными фирмами.
Пользуясь их услугами, грузовладельцы получают сокращение расходов и высокую конкурентоспособность в своем сегменте. Интегрированные услуги привлекают к сотрудничеству с экспедиторскими фирмами многих грузоотправителей. Заказчики по достоинству оценивают готовность к содействию и охотно пользуются услугами сопровождения груза.
Транспортно–экспедиционная компания непосредственно заинтересована, чтобы заказ выполнялся в установленное время и груз доставляли в сохранности.
Не всегда можно быть уверенным, что посредники выполнят договор полностью. Лучше своими силами доставить груз, как указано в договоре.
В своей работе экспедитор пользуется:
- Трудовым распорядком собственной фирмы.
- Документами, которые регламентируют экспедиторскую деятельность.
- Уставом собственной компании.
- Предписаниями руководства.
- Требованиями должностной инструкции.
Должностная инструкция
Скачать должностную инструкцию экспедитора по перевозке грузов
В справочнике ЕКС профессия экспедитора по перевозке грузов причислена к техническим исполнителям в разделе общеотраслевых должностей. К требованиям должностной инструкции экспедитора относится:
- проверка документов и соответствие их принимаемым и отпускаемым объектам перевозки;
- заполнение документации
- проверка упаковки или тары на целостность;
- контроль погрузки-выгрузки;
- проверка соответствия транспорта требованиям, установленным для этого вида груза;
- наблюдение за ровной установкой груза;
- экспедирование до конечного пункта;
- контроль соответствия режима хранения;
- участие в процессе составления актов утери или повреждения груза, равно и в составлении иных документов.
Экспедитору высокой квалификации под силу решить любой вопрос, возникший во время доставки товара, зная в совершенстве законодательства, правила и нормативы грузоперевозок.
В ходе транспортировки экспедитор отвечает за безопасность участников перевозки. Работает над созданием комфортной и безаварийной доставки сопровождаемого объекта.
Экспедитору-грузоперевозчику необходимо знание:
- основ выполнения действий по такелажным работам;
- принципы приемки и отпуска товаров;
- координат смежных фирм и важнейших подрядчиков;
- принципы погрузки, транспортировки и хранения сопровождаемых объектов;
- регламент простоев для загрузки автотранспорта и контейнеров
- основных путей, по которым совершают грузоперевозки;
- документации для сопровождения товара.
В задачу хорошей экспедиторской компании входит не только транспортировка. Конкуренция в области транспортного экспедирования диктует увеличение количества услуг по сопровождению груза.
Экспедиторские фирмы высокого класса всегда помогут клиенту:
- найти лучший способ транспортировки товара;
- разработать оптимальный маршрут;
- произвести таможенную очистку груза;
- пройти фитосанитарный или карантинный контроль;
- разрешить вопросы с контролирующими органами;
- заполнить декларацию;
- выбрать способ страхования;
- выполнить информационное обеспечение доставки;
- подобрать выгодный тариф оплаты;
- найти нужную информацию;
- арендовать место на складе временного хранения;
- минимизировать платежи.
Экспедитор международных перевозок
Большую помощь оказывают экспедиторы в перевозках между различными государствами.
Ошибки в документах могут повлечь задержку в оформлении товара. Могут вызвать непредвиденные затраты.
Экспедиторские фирмы с опытом в международных перевозках сопровождают товар при оформлении на границе, готовят пакет документов для таможенной очистки.
Неточности на таможенном пункте могут доставить крупные неприятности. Однако компетентные сопровождающие в состоянии выполнить требования таможенных органов.
Чтобы перевезти груз через границу, необходимо
Кроме того, оформление груза на границе требует знания тонкостей таможенных служб других государств.
Составить логистическую цепочку, учитывая все пункты договора под силу только профессионалам высокого класса.
Причем вручив свой груз экспедитору, грузовладелец может ни о чем не беспокоится.
Экспедиторы, работающие на международных линиях проходят специальную подготовку, где знакомятся с таможенными законами, страхованием грузоперевозок, основами логистики на транспорте. Также приветствуется владение иностранным языком.
Профстандарт
Для работы экспедитором не обязательно иметь опыт. Достаточно закончить 11 классов и специальные курсы. Высшее образование по профилю приветствуется, особенно при работе на международных линиях.
Но важнее навыки по вождению, обслуживанию технических средств, делопроизводству, умению составлять оптимальные маршруты и ориентироваться в городе, знание психологии и дипломатии.
Чтобы работать по специальности «экспедитор по грузоперевозкам», нужно приобрести комплекс базовых знаний и навыков, требуемых для экспедиторской должности. Они в сочетании образуют профессиональный стандарт.
Понятие профстандарта близко к понятию квалификационной характеристики.
Небольшие отличия вызваны современным законодательством и новыми профессиональными требованиями.
Применяемый ранее справочник ЕКС не отражает исчерпывающих требований к профессиям. Устаревшую нормативную базу заменяют системой профессиональных стандартов.Профстандарт дает более широкое толкование трудовой обязанности – он определяет область деятельности. Однако по должности «экспедитор по перевозке грузов» пока нет профстандарта. Поэтому разрешено применять классификатор ЕКС наравне со стандартами.
По принципу работы самым близким к экспедитору является профессиональный стандарт «специалист по логистике на транспорте». Экспедитору можно пользоваться требованиями к этой должности. Однако, следует помнить, что в этих занятиях существует разница.
Отличия экспедитора-грузоперевозчика и транспортного логиста
Экспедирование – это сопровождение груза на всем маршруте и минимизация трудностей, связанных с этим процессом.
Логистика – это раздел экономики, который оптимизирует продвижение товаров и услуг от производителей к потребителям.
Из определения становится очевидным, что логистика – понятие более широкое, чем экспедирование. Ближе к экспедированию товара будет понятие транспортной логистики.
Транспортная логистика подразумевает организацию перевозки грузов из одной точки в другую, с минимальными издержками по оптимальному маршруту. В этом случае два разных понятия становятся очень схожи по сути.
Задачами транспортной логистики являются:
- выбор типа транспортного средства;
- составление оптимального маршрута;
- выбор и подготовка на пути следования мест хранения грузов;
- точный расчет времени для каждой операции.
В задачи экспедирования входят:
- поиск техники;
- составление маршрута следования;
- оформление документации.
На первый взгляд в задачах имеются различия. Но нередко действия не соответствуют их квалификации. Отсюда следует, что четкую границу между этими двумя профессиями провести невозможно.
Ответственность экспедитора
Степень ответственности экспедитора по грузоперевозкам устанавливает ГК РФ и Федеральный Закон «О транспортно-экспедиционной деятельности».
Также рамки ответственности определяются собственным Уставом компании, Трудовым кодексом, техникой безопасности, санитарными нормами, правилами ПБ и прочими постановлениями различных ведомств и законами РФ.
Экспедитор является ответственным за:
- неисполнение или не должное исполнение обязанностей, определяемых в инструкции;
- нарушения, произошедшие при сопровождении объекта;
- нарушения порядков и правил или не должное их соблюдение;
- причинение имущественного и финансового ущерба.
Права
По роду своей деятельности экспедитор может:
- Быть осведомленным о распоряжениях руководства относительно его деятельности.
- Сообщать руководителям о выявленных недочетах и предлагать пути их усовершенствования.
- Получать при содействии руководителя данные, документы, информацию, необходимые для работы.
- Привлекать с разрешения руководства специалистов других профилей
- Требовать от руководства компании помощи в осуществлении экспедирования.
- Принимать участие в мероприятиях по совершенствованию охраны труда в организации.
Почему стоит доверить груз экспедитору
Если нужно перевезти домашние вещи в пределах города, то можно обратиться к транспортной компании.
Аналогично можно поступить, если нужно доставить большую покупку из другого региона. В этом случае не потребуется решать много вопросов. Необходима только безопасная доставка.
Если нужны:
- доставка большой партии
- регулярные поставки;
- страхование товара;
- расчет маршрута;
- выбор подходящего автотранспортного средства;
- организация мультимодальной перевозки;
- доставка груза через границу;
- составление сопутствующей документации – потребуются услуги экспедитора по перевозкам грузов.
Экспедитор решит вопросы доставки, если на поиск перевозчика нет времени.
Мультимодальные перевозки основаны на состыковке большого количества транспорта, на перегрузочных операциях в процессе. Экспедитор без опыта работы не сможет создать экономичную систему действий. Каждый простой транспорта в пути вызовет увеличение срока доставки в разы.
- Сбой в доставке может вызвать порчу продуктов, неаккуратные действия повлекут поломку оборудования.
- Сотрудничество с малоизвестными фирмами чревато исчезновением груза.
- Незнание языка при организации доставок из-за рубежа грозит заключением невыгодного договора.
- Ошибка в оформлении документов на таможне может стать причиной конфискации товара.
Доверяя многоуровневое дело профессиональной экспедиционной компании, можно быть уверенным, что найдутся оптимальные решения. Компании, стремящиеся к лидерству, постоянно изучают среду своей деятельности и стараются предупредить пожелания клиентов.
Проанализировав варианты сокращения расходов, транспортно-экспедиционная компания найдет решение, которое устроит обе стороны договора. Но сделать это под силу только профессионалу высокого класса с опытом работы. Профессиональные экспедиторы организуют доставку на высшем уровне, сэкономят время, сберегут средства грузоотправителя.
Логистика транспортных перевозок.
Источник: https://gruz0perevozki.ru/ehkspeditor-po-perevozke-gruzov.html
Изменение размера ответственности экспедитора
Как ограничить ответственность перевозчика при заключении договора и в ходе его исполнения на случай ошибки в транспортных документах, как определить размеры возмещаемых убытков прояснит статья.
Вопрос: Может ли экспедитор в РФ в договоре ограничить свою ответственность на случай ошибки в транспортных документах? Любая ошибка в ТТН, которая влечет опоздание, например.
Столкнулись с таким в международных перевозках, например, размер убытков экспедитор ограничивает 200 USD в случае такой ошибки.
Ситуаций может быть много, вопрос именно в ограничении, если произошло вследствие ошибки в док-тах по нашей вине.
Ответ: Если иное не предусмотрено договором транспортной экспедиции экспедитор возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств (п.1 ст. 9 Закона о ТЭД).
То есть в данной части размеры возмещаемых убытков могут сторонами устанавливаться самостоятельно. В остальных случаях ограничение ответственности может быть признано ничтожным (ст.11 Закона о ТЭД).
Как ограничить ответственность перевозчика при заключении договора и в ходе его исполнения
Ограничение ответственности экспедитора
При заключении договора
При заключении договора ограничить ответственность экспедитора можно только за нарушение срока исполнения обязательств. Ответственность экспедитора за несохранность груза (утрату, недостачу, повреждение (порчу)) так же, как и по договору перевозки груза, варьируется в зависимости от того, была ли объявлена клиентом ценность груза или нет.
Наиболее выгоден экспедитору вариант, когда клиент совсем не указывает стоимость груза в договоре. В такой ситуации ему придется доказывать стоимость груза, что не всегда удается из-за отсутствия подтверждающих документов.
Если клиент все же объявит стоимость груза, то экспедитор заинтересован в том, чтобы максимально ее уменьшить.
Экспедитору необходимо избегать включения в договор условия, по которому наряду с возмещением реального ущерба за несохранность груза нужно будет вернуть клиенту ранее уплаченное вознаграждение (если оно не входит в стоимость груза). Если это условие будет включено в договор, то вознаграждение придется вернуть в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза (ч. 3 ст. 7 Закона о ТЭД).
Чтобы предотвратить наступление ответственности за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, экспедитору нужно на стадии заключения договора:
участвовать при формулировании требований к качеству экспедиционных услуг;
включить в договор условия об упаковке груза;
определить перечень информации, которая будет необходима для оказания экспедиционных услуг.
Если экспедитор обнаружит недостатки полученной информации, он обязан сообщить об этом клиенту, а в случае неполноты информации – запросить дополнительные данные. Подробнее об этом см. Что можно сделать, если клиент не предоставил экспедитору необходимые документы.
Если стороны в договор включили условие об оплате экспедиционных услуг после их оказания, то экспедитору желательно включить в договор следующее условие: «В случае неисполнения клиентом обязанности уплатить установленную настоящим договором стоимость услуг экспедитора, а также обязанности возместить иные расходы, понесенные экспедитором в связи с исполнением договора, экспедитор вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до полной уплаты клиентом этих сумм». Если пункта такого содержания в договоре не будет, экспедитор не будет иметь права удерживать груз (п. 3 ст. 3 Закона о ТЭД, см. также постановления ФАС Дальневосточного округа от 14 января 2011 г. № Ф03-8464/2010 по делу № А24-2012/2010, ФАС Центрального округа от 26 мая 2009 г. № Ф10-1363/09 по делу № А68-5391/08-175/10 (определением ВАС РФ от 10 августа 2009 г. № ВАС-9824/09 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора)).В ходе исполнения договора
В ходе исполнения договора экспедитору важно помнить, что оказывать экспедиционные услуги он должен согласно указаниям клиента и только в его интересах. Так, например, экспедитор может выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта только исходя из интересов клиента (если в договоре не предусмотрено иное).
Экспедитор может отступать от указаний клиента, если только:
это необходимо в интересах клиента,
и экспедитор не мог предварительно запросить клиента о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос.
Если экспедитор не будет следовать этим требованиям, то впоследствии может понести ответственность за ненадлежащее исполнение обязанностей, которые предусмотрены договором транспортной экспедиции (п. 1 ст. 6 Закона о ТЭД).
Что делать, если экспедитор не выполнит свои обязательства из-за нарушения договора перевозки третьим лицом (перевозчиком)
Экспедитору нужно учитывать, что «возложение исполнения обязательства на третье лицо (например, на перевозчика) не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора» (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 21 октября 2011 г. по делу № А27-16725/2010, определением ВАС РФ от 30 ноября 2011 г.
№ ВАС-14899/11 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора). Однако если экспедитор докажет, что нарушение условий договора было вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, то ответственность будет определяться по правилам перевозки грузов, то есть размер ответственности будет ограниченным.
Экспедитор в этом случае будет отвечать перед клиентом на основании правил, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик (ст. 803 ГК РФ, п. 2 ст. 6 Закона о ТЭД, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 10 ноября 2010 г. по делу № А32-4738/2010).
В качестве доказательств ненадлежащего исполнения договора перевозки можно представить транспортные накладные с отметками, акты, сопроводительные ведомости и т. д.
Кроме того, после возмещения убытков клиенту экспедитор будет вправе обратиться с регрессным требованием к третьему лицу (перевозчику), чьи действия послужили причиной возникновения таких убытков.
В Законе о ТЭД также предусмотрены следующие случаи освобождения экспедитора от ответственности за неисполнение обязательств по договору:
нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента (п. 1 ст. 9 Закона о ТЭД);
утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело (п. 1 ст. 7 Закона о ТЭД).При этом нужно иметь в виду, что обязанность доказывания перечисленных обстоятельств возлагается на самого экспедитора.
Часто наступление ответственности экспедитора зависит лишь от того, проявил ли тот должную степень заботливости и осмотрительности в ходе исполнения договора. Так, по одному из дел экспедитор сослался на отметки в товарно-транспортной накладной о том, что тара имела внешние повреждения.
В итоге суд пришел к выводу, что недостача произошла по обстоятельствам, за которые экспедитор не отвечает (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 7 октября 2008 г. № Ф04-6134/2008(13116-А03-17) по делу № А03-9221/07-11).
В другом деле важную роль сыграла отметка (в накладной) о повреждении груза при его неправильной загрузке.
Это исключилоответственность экспедитора, так как в соответствии с условиями договора обязанность по погрузке товара возлагалась на клиента (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22 января 2008 г. № Ф04-396/2008(971-А46-4) по делу № А46-5155/2007).
В то же время экспедитор не отвечает за несохранность груза перевозчиком, если выполняет лишь функцию агента грузоотправителя. Исключение – когда экспедитор не проявил необходимой осмотрительности в выборе перевозчика или принял на себя ручательство за исполнение договора перевозки.
Так, если экспедитор обязан только согласовать планы перевозки и рассчитаться с перевозчиком, но не обеспечить доставку груза, то не отвечает за его утрату. Это следует из содержания пункта 1 статьи 801 и абзаца 1 статьи 803 Гражданского кодекса РФ (п. 9 Обзора от 20 декабря 2021 г.).
Возможна и обратная ситуация – когда экспедитор принимает на себя обязательство отвечать за сохранность груза вместе с перевозчиком. Тогда клиент может обратиться с иском к экспедитору и перевозчику о возмещении ущерба в солидарном порядке (п. 10 Обзора от 20 декабря 2021 г.).Отвечает Александр Сорокин,
заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России
«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг.
Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг.
Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в рекомендации».
Из рекомендации Нужно ли применять ККТ при выдаче, получении и возврате займа
Задайте свой вопрос экспертам «Системы Главбух»
Источник: https://www.glavbukh.ru/hl/241076-izmenenie-razmera-otvetstvennosti-ekspeditora
Ответственность экспедитора при международной перевозке
В частности, отношения заказчика и перевозчика в международной автомобильной перевозке грузов регулируются в том числе положениями Конвенции о договоре международной автомобильной перевозки грузов (CMR) 1956 года с последующими изменениями 1978 года (далее – Конвенция CMR), участником которой является Украина.
Конвенция CMR предусматривает ряд ограничений в отношении ответственности перевозчика, направленных на соблюдение принципа справедливости и баланса интересов сторон по договору перевозки.
В частности, Конвенцией CMR установлен предел ответственности перевозчика в размере 8,33 SDR (специальных прав заимствования) за килограмм веса брутто недостающего груза.
Юридическая фирма «цивилист»
Экспедиторские компании при заключении договора транспортной экспедиции зачастую стремятся ограничить размер ответственности перед клиентом за несохранность груза либо вовсе исключить ее. Как правило, такие компании неохотно соглашаются на изменение положений договора транспортной экспедиции об ответственности экспедитора[12].
В частности, экспедиторы стремятся включить в договор транспортной экспедиции значительный перечень обстоятельств, исключающих ответственность экспедитора.
Так, одним из обстоятельств, которое экспедиторские компании указывают в договоре в качестве оснований освобождения от ответственности, является хищение груза третьими лицами.
Федеральный Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в Постановлении от 21 января 2010 г.
Ответственность экспедитора, международная перевозка
За нарушение сроков экспедитор по общему правилу несет ответственность в полном объеме, исключениями являются нарушение срока, вызванного неисполнением обязанностей перевозчиком, и нарушение срока, в результате которого груз был признан утраченным.
При нарушении экспедитором срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, клиентом в котором является физическое лицо, использующее услуги экспедитора для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, экспедитор обязан уплатить клиенту законно установленную штрафную неустойку.
При этом размер итоговой компенсации не может превысить 80% причитающегося экспедитору вознаграждения, предполагающегося в случае полноценного исполнения условий.
Примечание: этот метод может применяться при расчете компенсации за нарушение сроков исполнения экспедиторских обязательств только перед физическими лицами, пользующимися такими услугами.
Уменьшение ответственности и освобождение от нее
Так как на обязательства, вытекающие из соглашения о транспортной экспедиции, распространяются нормы гл. 25 ГК РФ, в случае если при должной осмотрительности и осторожности, проявленной при исполнении обязательств со стороны экспедитора, они не были исполнены в силу форс-мажора (обстоятельств непреодолимой силы), экспедитор должен быть освобожден от ответственности.
Ответственность экспедитора при международных перевозках
Однако в этом случае необходимо оперативно уведомить все заинтересованные лица о своих действиях.
- Груз считается утраченным, если перевозимые товары не были переданы грузополучателю в течение 30 дней с момента запланированного получения, который указан в письменном договоре.
- Экспедитор несёт ответственность как участник коммерческого контракта, а значит любые нарушения договора вне зависимости от обстоятельств, кроме форс-мажора, автоматически приводят к материальной ответственности данного лица. В частности, речь идёт о ненадлежащем выполнении сделки со всеми вытекающими претензиями пострадавшей стороны. То есть в случае утраты груза ответственность экспедитора проявляется в гораздо большей степени, чем ответственность перевозчика.
- Экспедитор практически всегда будет компенсировать ущерб в размере заявленной в договоре ценности груза.
Клиент обязан сообщать экспедитору или его представителю об особенностях груза: его опасности (например, при перевозке химических веществ), ценности (доставка антиквариата), уязвимостях (особенная хрупкость, как в случае со стеклом), подверженности ухудшению (гниение продуктов питания); если он не предупредил перевозчика о таких особых свойствах перевозимого груза, то и ответственности экспедитор не несёт. Кроме того, форс-мажорные обстоятельства также не попадают под ответственность, которую подразумевают подобные грузовые перевозки.
Судебная практика
Одна из главных проблем, которую влечёт за собой гражданская ответственность экспедитора, – отсутствие презумпции невиновности: сам перевозчик должен доказать, что он не нарушал заключённый между ним и клиентом договор, а не следствие должно найти доказательства его вины.
Ответственность экспедитора при международной перевозке грузов
Стоит отметить, что если в договоре, заключённом между экспедитором и его клиентом, прописаны меры наказания за нарушение условий договора, отличные от тех, которые предлагаются вышеназванным законом, то ответственность экспедитор понесёт именно по условиям договора. Обычно такая ответственность больше предусматриваемой законом.
Наказание экспедитор должен понести в течение календарного года с момента предъявления к нему иска клиентом.
Компенсация
Ответственность экспедитора за утрату груза, его повреждение или несвоевременную его доставку наступает только в случае доказанной вины. Если в ходе судебного разбирательства было установлено, что возникшие проблемы экспедитор предотвратить не мог, то есть они являются следствием неудачного стечения обстоятельств, то ответственность не наступает.
Ответственность экспедитора при международной перевозке опасных грузов
Внимание Это только на первый взгляд работа экспедитором проста.
На деле же заниматься придётся не только поездками из пункта А в пункт Б (и то далеко не обязательными), но и всем документальным сопровождением того или иного груза, работой с клиентами и многими другими связанными с логистикой вещами.
Но, как в любой деятельности, здесь случаются свои проблемы. Кто же несёт ответственность за трудности, возникшие при перевозке грузов? Что делать экспедитору, если при доставке произошло повреждение перевозимого? И что может ему грозить за некачественное оказание услуг?
Функциональные обязанности
Начать, пожалуй, следует с того, кто же такой экспедитор по перевозке грузов.
Экспедитор – это человек, на плечи которого ложится ответственность за полное сопровождение транспортировки грузов.
Таким образом, суды делают следующий вывод: если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, то упущенная выгода возмещению не подлежит.[19]
Указание в договоре транспортной экспедиции на исключение упущенной выгоды из убытков, подлежащих возмещению при несохранности груза, либо ограничение размера упущенной выгоды размером вознаграждения за перевозку груза противоречит статьям 7, 11 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», статье 15 ГК РФ.
Примечательно, что Генеральные условия экспедиторов не предусматривают возмещение упущенной выгоды при несохранности груза.[20] Наиболее острой проблемой при привлечении экспедиторов к ответственности является невозможность подтвердить размер действительной стоимости груза, принятого экспедитором к отправке.
Специалист заключает все необходимые соглашения, предоставляя потом заказчику оригиналы договоров. Экспедитор обязан предоставить своему клиенту всю информацию, касающуюся заключённых от его имени договоров, иначе он нарушит закон о защите прав потребителя.
Наступление ответственности
Ответственность экспедитора за сохранность груза закрепляется в его договоре с клиентом.
В том случае, если по каким-то причинам перевозимое было потеряно, повреждено или же доставлено не в полном объёме, отвечать специалисту придётся по закону о транспортно-экспедиционной деятельности.
Этот же закон распространяется и на те случаи, когда были нарушены сроки доставки груза.
В этом случае, согласно арбитражным правилам, предусмотрено два варианта развития событий:
- досудебное урегулирование конфликта с приходом к мировому соглашению и возмещением ущерба;
- судебные разбирательства, требующие значительных временных и финансовых затрат, которые могут быть возложены в конечном итоге на проигравшую сторону
На первом этапе предъявляется обоснованная претензия экспедитору по утрате груза или перевозчику, виновному в аналогичном материальном ущербе. Если ответной реакции не последует или предлагаемое возмещение не удовлетворяет владельца, в гражданский суд соответствующей юрисдикции подаётся исковое заявление.
К такому заявлению прикладываются все документы, аргументирующие позицию истца и квитанция об уплате государственной пошлины. Размер пошлины вычисляется в процентах от суммы иска.
Начинается всё с того, что специалист подготавливает все необходимые документы, подбирает подходящий для перевозки транспорт, убеждается в его надёжности, экспедиторы порой даже в процессе транспортировки следят за состоянием перевозимого! Любые, даже самые минимальные проблемы с грузом, – это вина экспедитора, именно поэтому перед отправкой и до приёмки перевозимого заказчиком он тщательно проверяет состояние груза.
Для того чтобы состояться в профессии экспедитора, необходимо быть очень ответственным человеком.
Малейшая ошибка может стать причиной повреждения грузов, а все убытки сопровождающему приходиться покрывать из своего кармана.
Пригодится и оперативность: чем быстрее будет выполнен заказ на перевозку, тем больше вероятность того, что заказчик повторно обратится именно к этому экспедитору, а не к тому, кто будет затягивать сроки.
Страхование
Стоит отметить, что грузовые перевозки, выполняемые с вовлечением экспедитора, порой бывают связаны с перемещением особо ценных грузов.
Источник: https://59agmr.top/otvetstvennost-ekspeditora-pri-mezhdunarodnoj-perevozke
Утрата груза: ответственность экспедитора и перевозчика. Новости
Сохранность груза по время доставки является главным фактором успешного сотрудничества грузоотправителей, грузополучателей и перевозчиков. Частичное повреждение или полная утрата груза в разных обстоятельствах влечёт за собой материальную, административную и уголовную ответственность.
Такая ответственность регламентируется статьями 796 и 803 Гражданского Кодекса РФ, а также пунктом 5 статьи 34 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта от 08.11.2007 N 259-ФЗ.
Полная или частичная утрата груза при перевозке требует юридической помощи для предъявления обоснованных претензий и подачи исковых заявлений в судебные инстанции.
В этом случае, согласно арбитражным правилам, предусмотрено два варианта развития событий:
- досудебное урегулирование конфликта с приходом к мировому соглашению и возмещением ущерба;
- судебные разбирательства, требующие значительных временных и финансовых затрат, которые могут быть возложены в конечном итоге на проигравшую сторону
На первом этапе предъявляется обоснованная претензия экспедитору по утрате груза или перевозчику, виновному в аналогичном материальном ущербе. Если ответной реакции не последует или предлагаемое возмещение не удовлетворяет владельца, в гражданский суд соответствующей юрисдикции подаётся исковое заявление.
К такому заявлению прикладываются все документы, аргументирующие позицию истца и квитанция об уплате государственной пошлины. Размер пошлины вычисляется в процентах от суммы иска. Копии всех бумаг направляются ответчику заказным письмом с уведомлением о вручении. Срок исковой давности в этом случае оставляет 1 календарный год, считая с момента фиксации факта утраты груза.
Ответственность перевозчика за утрату груза
Согласно статье 796 ГК РФ, ответственность перевозчика за сохранность транспортируемых материальных ценностей наступает сразу же после принятия груза к перевозке с подписанием соответствующего документа. В этом случае возможны следующие варианты возмещения в разных комбинациях:
- Возврат всей суммы, уплаченной за перевозку, указанную в договоре доставки.
- Возмещение полной стоимости груза в случае его утери или утраты.
- Возмещение части стоимости перевозимых ценностей при частичном повреждении груза, за исключением случаев, когда испорченный товар не подлежит восстановлению.
Перевозчик может освобождаться от обязательств по компенсации материального ущерба, если он докажет, что частичная или полная утеря груза произошла из-за непреодолимых обстоятельств (форс-мажора).
Чтобы исключить разногласия во время разбирательств подобных конфликтов необходимо в контракте чётко прописать общую ценность перевозимого груза.
В случае отсутствия стоимости груза в официальных документах суд может исходить из среднерыночной цены, которая в данный момент актуальна для данной группы товаров.
Ответственность перевозчика за сохранность груза прекращается сразу же после подписания акта приёмки с отметкой в путевом листе о месте прибытия в пункт назначения.
Ответственность экспедитора за утрату груза
Работающий по договору экспедитор несёт ответственность в рамках статьи 803 ГК РФ. Согласно положениям этой статьи, данное ответственное лицо может привлекаться за нарушение обязательств по контракту экспедиции даже при отсутствии вины. В некоторых случаях имеет место так называемая солидарная или субсидиарная ответственность экспедитора и перевозчика.
В любых обстоятельствах экспедитор должен будет полностью или частично возместить убытки, если не докажет, что потеря груза произошла вследствие непреодолимых событий.
Наличие экспедиторских услуг, как правило, усложняет разбирательства из-за трудности определения степени вины экспедитора и перевозчика.Поэтому грузоотправителям в таких случаях настоятельно рекомендуется заключать два договора или указывать отдельно презумпцию ответственности каждого из участников доставки.
Ответственность за утрату груза в результате ДТП
- Если вина водителя транспортного средства, осуществляющего доставку, установлена, то перевозчику придётся отвечать за утрату груза в полном объёме в рамках процедур и положений законов, описанных выше.
- В случае, когда авария произошла не по вине перевозчика, он всё равно будет главный действующим лицом в исковом заявлении.
Однако после возмещения материального ущерба транспортная компания или частный перевозчик имеют права предъявлять регрессивные материальные претензии к виновнику аварии.
Ответственность в случае хищения груза
И в этих обстоятельствах перевозчику будет отвечать перед владельцем, согласно описанным требованиям Гражданского Кодекса и Устава автомобильного транспорта.
Однако в такой ситуации следует сразу же зарегистрировать соответствующее заявление в правоохранительных органах.
Если преступники будут найдены, в рамках разбирательства уголовного дела перевозчик вправе предъявить к подсудимым свои материальные претензии.
Некоторые важные правовые нюансы
- Груз не считается утерянным и ответственность не наступает, если перевозчик или экспедитор умышленно задерживает доставленные ценности в качестве залога для окончательного расчета. Однако в этом случае необходимо оперативно уведомить все заинтересованные лица о своих действиях.
- Груз считается утраченным, если перевозимые товары не были переданы грузополучателю в течение 30 дней с момента запланированного получения, который указан в письменном договоре.
- Экспедитор несёт ответственность как участник коммерческого контракта, а значит любые нарушения договора вне зависимости от обстоятельств, кроме форс-мажора, автоматически приводят к материальной ответственности данного лица. В частности, речь идёт о ненадлежащем выполнении сделки со всеми вытекающими претензиями пострадавшей стороны.
То есть в случае утраты груза ответственность экспедитора проявляется в гораздо большей степени, чем ответственность перевозчика.
- Экспедитор практически всегда будет компенсировать ущерб в размере заявленной в договоре ценности груза.
Поэтому если в таком контракте стоимость перевозимых ценностей явно завышена, то сопровождающему лучше всего отказаться от участия в таком рейсе.
- В случае частичной или полной утраты коммерческого груза грузополучатель в своей претензии и исковом заявлении вправе присоединить требование о компенсации упущенной выгоды.
То есть, если заявленная ценность перевозимых товаров представляет собой специальную оптовую стоимость, получатель вправе требовать рассмотрения судом возмещения суммы потерянной прибыли.
- Если утрата груза носит умышленный характер, позволяющий характеризовать это действие как хищение, в этом случае для виновных лиц наступает уголовная ответственность
Порядок оформления документов пострадавшей стороной
Грузоотправители и грузополучатели, обнаружившие факт утраты груза, должны действовать следующим образом:
- уведомить руководство транспортной компании о случившемся происшествии;
- немедленно составить акт об утрате груза установленного образца;
- в случае отказа водителя или экспедитора подписывать составленный акт, данный документ удостоверяется в одностороннем порядке;
- если существует такая возможность, необходимо привлечь к актировке происшествия независимых экспертов и свидетелей;
- если груз был застрахован, то требование о возмещении ущерба следует предъявлять к страховой компании в установленном законом порядке и размере, заявленном в страховом полисе. После выплаты компенсации страховой оператор будет выступать с соответствующими требованиями к виновнику утраты груза;
- во всех случаях следует обратиться к опытному транспортному юристу для составления досудебной претензии, а впоследствии – для подачи искового заявления;
- после решения суда в пользу пострадавшего лица необходимо сначала инициировать, а потом контролировать исполнительное производство, которое будет заниматься взысканием материального ущерба с виновной стороны
На портале Cargocash вы сможете застраховать свой груз у надёжного страхового оператора, с которым мы работаем более 10 лет. В таком случае существенно сокращается время выплаты компенсации, которую зачастую можно будет получить ещё до окончания разбирательства конфликта.
Скачать образец акта об утрате груза 2021
Источник: https://cargocash.ru/news/utrata_gruza_otvetstvennost_ekspeditora_i_perevozchika
Ответственность перевозчика по международным конвенциям
Игорь Ковалёв, заместитель генерального директора
ООО «СТА Логистик» по правовым вопросам
Далеко не каждый логист в своей практической деятельности уделяет достаточно внимания изучению реального размера ответственности перевозчика, и это увеличивает риски компании-импортера. Например, несоблюдение сроков доставки груза или его повреждение могут привести как к материальным, так и к нематериальным потерям.
За что несет ответственность перевозчик и зависит ли размер его ответственности от вида транспорта, которым перевозится груз? Что такое предел ответственности перевозчика и в каком случае возмещение «по закону» может быть гораздо меньше реальных потерь импортера? Ответы на эти и другие важные вопросы, касающиеся ответственности перевозчика, вы найдете в данной статье.
При выполнении международных перевозок грузов перевозчик несет ответственность за повреждение (порчу), утрату перевозимого груза и несоблюдение срока доставки груза. Рассмотрим каждый из этих случаев.
Повреждение (порча), утрата перевозимого груза
При повреждении (порче) груза размер возмещения равен сумме, на которую понизилась документально подтвержденная стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза – сумме в размере стоимости груза. Как правило, указанное понижение стоимости соответствует стоимости ремонта поврежденного груза.
При утрате всего груза или его части размер возмещения равен документально подтвержденной стоимости утраченного груза или недостающей части. В подавляющем большинстве случаев размер ущерба определяется исходя из стоимости груза по инвойсу продавца, который сопровождает груз в процессе перевозки.
В дополнение к сумме компенсации, рассчитанной исходя из стоимости груза, перевозчик должен возместить грузовладельцу плату за перевозку (фрахт), таможенные сборы и пошлины, а также прочие расходы, связанные непосредственно с перевозкой груза: полностью в случае потери (полного повреждения) всего груза или в пропорции, соответствующей размеру ущерба, при частичной его утрате (повреждении).
Упущенная выгода (неполученные доходы, простои предприятия и др.) возмещению не подлежит. Однако необходимо помнить, что перевозчик несет ограниченную ответственность, т. е. размер его ответственности лимитируется соответствующими конвенциями.
Основные ограничения ответственности перевозчика по видам транспорта приведены в таблице.
Ответственность перевозчика за несохранность груза предусмотрена в размере стоимости груза, но не более 2 СДР* за 1 кг веса брутто (п. 5а ст. 4 Правил Гаага-Висби**). |
Ответственность перевозчика ограничивается суммой в размере 250 французских золотых франков (примерно $20) на 1 кг (Варшавская конвенция, 1929 г.) либо 17 СДР за 1 кг веса брутто (Монреальская конвенция). |
Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) ограничений по размеру ответственности перевозчика не предусматривает. Предельный размер ответственности европейских железных дорог (узкая железнодорожная колея) за несохранность грузов составляет 17 СДР за 1 кг согласно Конвенции о международных перевозках по железной дороге 1980 г. (КОТИФ). |
Сумма возмещения в случае несохранности груза при международных автомобильных перевозках, выполняемых в соответствии с Конвенцией «О договоре международной дорожной перевозки грузов» от 19.05.1956 (далее – КДПГ), ограничена: она не может превышать 8,33 СДР за 1 кг веса брутто (п. 3 ст. 23 КДПГ). |
Для того чтобы правильно определить, какая из транспортных конвенций применяется к перевозке вашего груза, необходимо посмотреть товарно-транспортный документ, по которому осуществляется перевозка груза (на авто- и железнодорожной накладной необходимо смотреть лицевую сторону документа, на коносаменте и авианакладной – оборотную).
ООО «А» осуществляло перевозку груза (ноутбуки) по маршруту Варшава – Смоленск. На месте разгрузки получателем ООО «Б» была выявлена недостача 10 ноутбуков общей стоимостью 7800 евро и весом брутто 23 кг.
По курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации, на дату заявления претензии 1 СДР составил 46,7407 руб. ООО «Б» в своей претензии заявило к возмещению причиненный ущерб в размере 315 803,28 руб. (7800 евро х 40,4876 руб.).
ООО «А» удовлетворило заявленные требования частично, исходя из лимита, установленного п. 3 ст. 23 КДПГ: в сумме 8955,05 руб. (23 кг х 8,33 х 46,7407 руб.).Из указанного выше правила есть исключения (во всех транспортных конвенциях): лимиты ответственности перевозчика не подлежат применению в случае, если груз перевозился с объявленной стоимостью, или если ущерб был вызван злоумышленным поступком (грубая небрежность) перевозчика, или произошел по вине, которая, согласно закону, применяемому разбирающим дело судом, приравнивается к злоумышленному поступку.
ООО «А» осуществляло перевозку груза (компьютерные комплектующие) по маршруту Гренобль – Москва. На месте разгрузки получателем ООО «Б» была выявлена недостача 25 коробок груза общей стоимостью 17 600 евро и весом брутто 36 кг.
По курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации, на дату заявления претензии 1 СДР составил 46,7407 руб. ООО «Б» в своей претензии заявило к возмещению причиненный ущерб в размере 712 581,76 руб. (17 600 евро х 40,4876 руб.).
ООО «А» удовлетворило заявленные требования частично, исходя из лимита, установленного п. 3 ст. 23 КДПГ: в сумме 14 016,60 руб. (36 кг х 8,33 х 46,7407 руб.). ООО «Б» не согласилось с позицией ООО «А» и обратилось в арбитражный суд.
В судебном слушании суду были представлены доказательства (показания очевидцев, материалы следственных органов и т. п.
), подтверждающие тот факт, что недостача груза стала следствием его хищения из транспортного средства, которое произошло в тот момент, когда водитель находился в супермаркете, оставив транспортное средство с грузом на неохраняемой стоянке более чем на 2 часа. Суд расценил действия перевозчика как грубую небрежность и постановил взыскать с последнего причиненный ущерб в полном объеме.
Несоблюдение срока доставки груза
На практике возможны два варианта несоблюдения срока доставки груза: перевозчик возмещает убытки грузовладельца в связи с просрочкой доставки груза, но в размере не более фрахта перевозчика (данное ограничение установлено транспортными конвенциями); перевозчик оплачивает неустойку в размере, прописанном в договоре. Ограничений нет, если только в договоре не указано иное, например, что неустойка за несоблюдение срока доставки не может превышать фрахт перевозчика.
Если несохранность груза либо просрочка его доставки вызваны ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность перед клиентом экспедитора, заключившего договор перевозки, определяется на основании правил, по которым перед экспедитором отвечает перевозчик на соответствующем виде транспорта.
Наши рекомендации
Учитывайте легальное ограничение ответственности перевозчика и риски, которые могут подстерегать собственника груза при перевозке дорогих и/ или легких грузов.
Для определения суммы максимального возмещения, которое обязан будет выплатить автомобильный перевозчик, всякий раз совершайте простое арифметическое действие: вес брутто вашего груза умножайте приблизительно на $13.
Полученное произведение будет соответствовать максимальной сумме возмещения, которое выплатит перевозчик в случае наихудшего варианта развития событий – при полной утрате вашего груза. Если рассчитанная сумма максимального возмещения со стороны перевозчика значительно меньше реальной стоимости груза, то советуем дополнительно застраховать груз.
Источник: https://sitmag.ru/article/9531-otvetstvennost-perevozchika-po-mejdunarodnym-konventsiyam