+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Прием товара работ услуг по 44 фз

Содержание

Создание приемочной комиссии 44-ФЗ: состав, экспертиза приемки товара

Прием товара работ услуг по 44 фз

Из этой статьи вы узнаете:

  • Каковы функции и обязанности приемочной комиссии
  • Для чего необходимо создание приемочной комиссии по 44-ФЗ
  • Состав приемочной комиссии
  • В чем суть экспертизы приемки товара по 44-ФЗ
  • Как оформить акт о приемке товара, работ или услуг

Согласно действующему законодательству о государственных закупках, в обязанности заказчика входит обязательная приемка выполненных по контракту работ, предоставленных услуг или отгруженных товаров. Для этого заказчику необходимо создание приемочной комиссии 44-ФЗ. В ее состав должно входить не менее пяти человек.

Комиссия занимается организацией работы по рассмотрению и принятию заявок, проводит экспертизу полученных результатов. Ее работа регламентируется Федеральным законом № 44. Какие функции выполняет приемочная комиссия? Как она создается? Ответы на данные вопросы подробно рассмотрены в данной статье.

Функции и обязанности приемочной комиссии

Приемка товаров и работ представляет собой особенно важный этап, когда результат деятельности исполнителя не отвечает прописанным в договоре условиям. В этом случае грамотная формулировка отказа от приемки позволит заказчику защитить собственные интересы.

Создание приемочной комиссии по 44-ФЗ необходимо, чтобы провести приемку предоставленных услуг либо товаров. Если говорить более подробно, у данного комитета существует несколько основных обязанностей. В первую очередь, это приемка работ при участии управляющего либо контрактной службы.

Собрав все сведения, удается понять, насколько продукция соответствует описанию, указанному в контракте. Отметим, что очень важно, чтобы заключение специалистов было прозрачным, объективным.

Члены приемочной комиссии имеют право потребовать от исполнителя предоставить им дополнительные документы, данные о продукции, пригласить его представителей.

Создание приемочной комиссии по 44-ФЗ

Решение о создании приемочной комиссии принимает сам заказчик в рамках 44-ФЗ. Чтобы сформировать такую группу, необходим соответствующий приказ. В нем:

  • прописывается поименный перечень участников приемочной группы, которых должно быть минимум пять человек (в соответствии с ч. 6 ст. 94 №44-ФЗ);
  • указывается необходимость ознакомления с положениями приказа о создании приемочной комиссии ее участников, обеспечения приемки произведенных в рамках договора работ;
  • устанавливается требование подготовить документы;
  • фиксируется необходимость провести экспертизу;
  • приемочная группа наделяется правом принятия работ, если подрядчик успеет в срок устранить выявленные недостатки.

Однако для создания приемочной комиссии по 44-ФЗ мало издать приказ, также заказчику необходимо установить ключевые правила ее действия.

Для этого требуется создание положения, устанавливающего принципы работы приемочной комиссии.

В нем фиксируются сроки функционирования, место собраний, принцип рассмотрения заявок, права, сферы ответственности участников группы, в том числе за результаты приемки.

Состав приемочной комиссии

Основное правило, о котором нужно помнить при создании приемочной комиссии, состоит в том, что в нее включаются пять или более человек, в число которых также входит председатель. Последний руководит деятельностью группы, проводит встречи, занимается оформлением актов приема-передачи.

При создании приемочной комиссии, в соответствии со статьей 39 ФЗ-44, в нее включаются люди, обладающие знаниями о конкретных товарах, услугах либо имеющие необходимую подготовку в конкретной области.

В процессе создания такой рабочей группы нужно понимать, что в идеале численность специалистов, имеющих профессиональные знания в интересующей предприятие сфере, должна составлять 50 % от общего числа членов.

При создании приемочной группы неважно, где работают ее участники, главное, чтобы они не были сотрудниками организации, заинтересованной в итогах приемки. К подобной деятельности не допускаются лица, организующие, проводящие госзакупки, способные воздействовать на итоги работы, отвечающие за контроль в сфере госзаказов – весь список критериев можно уточнить в ч. 6 ст. 39 ФЗ-44.

Экспертиза приемки товара по 44-ФЗ

Есть закупки, при которых проведение экспертизы по Закону № 44-ФЗ – право учреждения. Если внешняя экспертиза не предписана законодательством о закупках, заказчик проводит в соответствии с положениями Закона № 44-ФЗ экспертизу своими силами, то есть прибегает к внутренней экспертизе.

Однако в некоторых случаях экспертиза по Закону № 44-ФЗ обязательна для бюджетного учреждения.

Экспертиза по Закону № 44-ФЗ проводится:

  • При подготовке документации о закупке (помощь в подготовке технического задания при закупке сложной продукции);
  • При рассмотрении, оценке и сопоставлении заявок участников закупки (эксперты привлекаются для независимого ранжирования предложений по неценовым критериям);
  • При приемке продукции (товаров, работ, услуг) в ходе исполнения контракта. 

Пока не был принят ФЗ-44, экспертиза считалась обязательной для всех контрактов. Теперь к помощи экспертов прибегают лишь при закупке у одного поставщика. Однако и здесь закон устанавливает некоторые исключения, такие как закупка услуг экспертных организаций, подготовка проектной документации объектов капитального строительства.

Приемочная комиссия имеет право сама осуществить экспертную оценку либо пригласить для этого специалистов в конкретной области.

Привлечение сторонних специалистов должно сопровождаться созданием договора с отвечающей за них компанией.

В этом документе прописываются функции, полномочия эксперта, его права, ответственность за итоги деятельности, сроки оказания услуг, утвержденные формы документов. К последним могут относиться рекламации, акты, пр.

Проверка бывает сплошной или выборочной. В первом случае речь идет об анализе всего объема поставленной продукции, тогда как во втором рассматривается некоторая его доля, после чего выводы относятся ко всей партии товаров или всему списку услуг.

Перед тем как приступить к экспертизе, у исполнителя необходимо запросить документы: накладные, счета, сертификаты, акты, пр. Существуют категории товаров, услуг, оценка которых возможна лишь во время их использования. К ним, например, относятся топливо, продукты питания, услуги по ремонту оборудования, пр. Тогда анализ проводится на основе оценки потребителей продукции.

Иногда экспертиза позволяет выявить разногласия, что приводит к созданию протокола разногласий, после чего подрядчику дается время, чтобы устранить выявленные недочеты.

Заказчик сам выбирает метод, который будет использоваться для анализа. Сторонние эксперты приступают к работе лишь после подписания с ними договора, как этого требует ФЗ-44. Экспертная оценка оформляется на бумаге, и все полученные результаты обязательно учитываются приемочной комиссией.

Если последняя решает своими силами осуществить экспертизу продукции/услуг, за этим следует создание отдельной экспертной группы. Она также может включать в себя пять и более человек.

После завершения анализа приступают к созданию документа с перечнем продукции/услуг и претензиями к их свойствам.

Статья 41 ФЗ-44 устанавливает, что в экспертизе не могут участвовать сотрудники заказчика и исполнителя (в том числе уже сменившие место работы), родственники, управляющие по контракту.

Для представления данных внутренней экспертизы может быть создан отдельный документ, также информация может быть внесена в акт приема-передачи.

Акт о приемке товара, работ или услуг

После завершения всех описанных выше действий приемочная комиссия переходит к созданию акта о приемке либо документа иного формата. Однако практика показывает, что чаще всего приступают к созданию именно передаточных актов. Чтобы данный документ мог быть утвержден заказчиком, в нем должны быть подписи всех лиц, входящих в приемочную комиссию.

На создание акта дается срок, указанный в контракте – допустим, три дня с момента получения заказчиком продукции. За этот период оказывающей услуги стороне должны передать ее экземпляр акта с подписями либо отказ от его подписания, причем в нем должны быть указаны причины такого решения.

акта выполненных работ не регламентируется законом, поэтому заказчик имеет право сам определять его, а также форму. В любом случае в акте приемки должны быть следующие сведения:

  • номер договора, по которому производится приемка;
  • название продукции;
  • подтверждение соответствия работ/товаров перечню требований;
  • установленная контрактом цена товара;
  • заключение экспертной группы при условии, что имела место экспертиза;
  • подписи всех участников приемочной комиссии.

Достаточно часто приходится сталкиваться с формой акта КС-14 – создание данного документа производится по итогам строительных работ перед вводом объекта в эксплуатацию.

После создания приемочной комиссии, подписания акта выполненных работ потребитель услуг обязан выплатить всю сумму, фиксированную в договоре. Результат строительства может быть принят только после проведения обследований, разного рода испытаний, рассмотрения бумаг, полученных от исполнителя, проверки соответствия объекта проекту, установленным стандартам.

Кроме того, при создании данной бумаги заказчик имеет право потребовать поставки товара необходимого качества или устранения допущенных в процессе работы недостатков в сроки, предусмотренные договором. Если исполнитель не исправит ситуацию, заказчик может в одностороннем порядке расторгнуть контракт. Однако отметим, что такую возможность необходимо заранее предусмотреть в тексте договора.

Данное одностороннее решение необходимо опубликовать в ЕИС, на это дается три дня. Помимо этого, исполнитель должен получить от заказчика соответствующее уведомление заказным письмом, по e-mail, другими способами.

Через 10 дней после того, как уведомление отправлено адресату, договор признается недействительным. Но если за этот срок все будет исправлено, заказчик обязан отказаться от разрыва контракта.

Нужно понимать, что некорректное проведение приемки должностными лицами влечет за собой ответственность в соответствии с частями 8, 9, 10 статьи 7.32 КоАП. Например, если должностное лицо не представит документы о проведенной приемке, не направит обоснованный отказ от согласования такого рода бумаг, ему грозит административный штраф 20 тысяч рублей.

Такое же наказание ждет должностные лица, если не будут соблюдаться требования к осуществлению экспертной оценки.

Перечисленные статьи КоАП предполагают привлечение к административной ответственности в течение года после инцидента.

Выполнение государственного контракта требует обязательного проведения приемки. Для этих целей допускается создание специальной приемочной комиссии, которая отвечает за организацию приемки работ, экспертизу.

Последняя осуществляется, если это действительно необходимо. Во время создания комиссии подготавливается приказ и постановление, где фиксируется список обязанностей данной группы.

После приемки необходимо подготовить акт – отметим, что он также оформляется в свободной форме.

Источник: https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/sozdanie-priemochnoy-komissii-44-fz/

Порядок приёмки результатов исполнения контрактов на поставку товара по 44-ФЗ

Прием товара работ услуг по 44 фз

Приемка результатов исполнения контрактов – один из самых напряженных моментов в процессе закупки: поставщик рискует не оправдать ожидания заказчика и получить «отворот-поворот» со всеми вытекающими, а заказчик – получить совсем не то, что планировал и навлечь на свою голову огромное количество проблем и гнев вышестоящих.

Требования Закона № 44-ФЗ к порядку приемки

Закон о КС к приемке особых требований не предъявляет, указано лишь, что заказчик ВПРАВЕ:

  • создать приемочную комиссию, включающую не менее 5-ти человек;
  • если выявленные несоответствия не препятствует приемке и устранены поставщиком, не отказывать в приемке.

Упор в Законе о КС сделан на ОБЯЗАННОСТИ заказчика проведения экспертизы, которая является своеобразной проверкой соответствия поставленных товаров условиям контракта и является неотъемлемой частью приемки.

Проверить соответствие поставленных товаров условиям контракта (провести экспертизу), заказчик может как своими силами, так и с привлечением экспертов.

Если говорить конкретно про поставку товара, то сторонняя экспертиза ОБЗЯЗАТЕЛЬНА при закупки у ЕП по основаниям, предусмотренным пунктами 10 (культурные ценности), 11 (закупка у УИС), 12 (товары для УИС), 13 (произведения литературы и искусства), 35 (закупки для развития инновационной инфраструктуры в системе образования), 37(изделия НХП) ч. 1 ст. 93 Закона о КС.

ВНИМАНИЕ! Для того чтобы избежать штрафов и автоматизировать ведение закупок, воспользуйтесь нашим программным обеспечением. Программа проверит ваши закупки на ошибки, рассчитает НМЦК, поможет найти необходимый ОКПД2 и КТРУ, сформирует ПЗ+ПГ на следующий год, а также отчет об СМП и СОНО в 10 раз быстрее! Подробнее…

1. Формирование комиссии (не обязательный этап)

Если заказчик, принимает решение о создании приемочной комиссии, то в ее состав желательно включать компетентных, в области предмета контракта, сотрудников, а также представителей поставщика (подрядчика, исполнителя). Комиссия может быть единой или создаваться под каждую приемку.

Если приемка осуществляется без образования комиссии, то приемку осуществляет уполномоченный на это сотрудник (назначен приказом, обязанность прописана в должностной инструкции и т.п.).

2. Проверка наличия комплекта сопроводительных документов

Какие именно документы должны быть предоставлены поставщиком, заказчик указывает в контракте. Как правило, это: счета, счета-фактуры, товарные накладные, акты приема-передачи, технические и гарантийные паспорта, сертификаты, различные инструкции и т.п.

При установлении факта отсутствия сопроводительных документов на товары, комиссией (уполномоченным лицом) составляется акт рекламации с указанием отсутствующих документов и сроком их предоставления.

3. Приемка по количеству, ассортименту и комплектности

Проводится в день приемки по адресу поставки на основании сопроводительных документов (товарных накладных, УПД, актов и т.п.). Возможны два варианта развития событий:

  • количество, ассортимент и комплектность поставленного товара совпадает с установленным в контракте. В этом случае уполномоченный представитель заказчика подписывает сопроводительный документ, и приемка переходит на следующий этап.
  • количество, ассортимент и комплектность поставленного товара не совпадает с установленным в контракте. Данный факт фиксируется в Акте рекламации (претензии), который передается лично в руки представителю поставщика (подрядчика, исполнителя) или направляется в его адрес заказным письмом. Данный акт не унифицирован, разрабатывается в учреждении, либо носит свободный характер, но с обязательным указанием:
  • основания для предъявления претензии (в соответствии с контрактом Ваша компания обязалась поставить товар в количестве…);
  • сути претензии (низкое качество, недостаточное количество, дефекты…);
  • конкретных требований (предлагаем в трехдневный срок поставить, заменить, выполнить, оказать…).

3. Проверка результатов, предусмотренных контрактов, в части их соответствия условиям контракта (экспертиза)

Если экспертиза проводится собственными силами, то Заказчиком назначаются сотрудники, исполняющие функции и полномочия по проведению экспертизы результатов, предусмотренных контрактом. Данные сотрудники должны обладать соответствующими знаниями, опытом, квалификацией для проверки предоставленных поставщиком товаров.

Для оценки соответствия может быть проведена выборочная (частичная) или сплошная проверка.

При сплошной проверке проверяется каждая единица товара. Для проведения выборочной проверки отбирается несколько экземпляров товара, с распространением результатов проверки на весь товар.

Результаты экспертизы должны быть оформлены в виде заключения.

Многие заказчики разрабатывают собственные Регламенты проведения приемки и экспертизы, в которых предусматривают возможность оформлять результаты экспертизы путем подписания акта приема-передачи товара, товарной накладной и т.п.

Важно! Порок приемки является обязательным условием контракта (п. 1 ч. 13 ст. 34 Закона о КС).

Дата обновления: 15.04.2021

Наталья Иванова

Обратите внимание, что администрация сайта не всегда разделяет мнения авторов, и не несет ответственности за достоверность их информации.

Полезная информация? Поделись: Бесплатная On-line консультация

Источник: https://good-tender.ru/poleznye-stati/772-poryadok-prijomki-rezultatov-ispolneniya-kontraktov-na-postavku-tovara-po-44-fz

Акт приемки товара: понятие и правила составления документа в соответствии со статьей 94 Федерального закона №44-ФЗ

Прием товара работ услуг по 44 фз

Любой поставленный товар в рамках осуществления государственных и муниципальных закупок для обеспечения нужд различных уровней заказчиков должен приниматься в соответствии с положениями действующего законодательства.

Статья 94 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривает необходимость обязательного составления акта приемки товара.

Акт приемки товара и нормативная основа его существования

Акт приемки товара является тем документом, который подтверждает факт передачи определенного имущества от поставщика к заказчику.

Однако этот документ нельзя путать с актом экспертизы поставленного товара – данный документ обязан установить соответствие поставленного товара тем техническим, а также физическим и химическим свойствам, которые установлены в качестве требований к такому товару. Акт приемки товара – это документ, который подтверждает только факт передачи товара.

Последние изменения, которые были внесены в положения статьи 94, обязывают государственного и муниципального заказчика составлять акт приемки товара, отражая в этом документе информацию о том, была ли проведена первичная экспертиза поставленного товара, и в каком виде она была проведена.

Такая экспертиза должна отразить, в первую очередь, соответствует ли поставленный товар условиям контракта.

Порядок приемки товара

Приемка товара осуществляется во всех случаях, когда происходит поставка, вне зависимости от того, идет речь о полной поставке товара либо о частичной – требуется проводить процедуру в отношении каждого предоставленного товара. Приемка осуществляется в соответствии с требованиями современного действующего законодательства минимум в два этапа:

  • на первом этапе происходит определение того, насколько соответствует поставленный товар условиям контракта в части наименований (приемочная комиссия, которая присутствует при поставке товара на склад государственного или муниципального заказчика, оценивает фактически поставленный товар на предмет его соответствия ведомости поставки, выступающей в качестве приложения к контракту);
  • на втором этапе государственный или муниципальный заказчик проводит процедуру экспертизы поставленного товара в части его соответствия обозначенным в техническом задании к контракту требованиям с технической, физической или химической точек зрения. Для проведения такой экспертизы могут быть привлечены эксперты из внешних экспертных организаций либо обладающие специальными профильными знаниями сотрудники тех подразделений, которые заинтересованы в проведении закупки.

В рамках приемки поставленного товара происходит осуществление экспертизы. Данное требование содержится в положениях статьи 94 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок».

На основании положений указанной статьи на заказчика ложится обязанность создать специальную приемочную комиссию из числа своих сотрудников.

В том случае, если штат заказчика достаточно крупный по размерам и имеется разделение на различные подразделения, то в каждом таком подразделении создается своя приемочная комиссия, которая обязана принимать тот товар, инициатором закупки которого стало именно такое подразделение.
В число членов такой комиссии должны входить люди либо работающие по профилю, либо имеющие профильное образование.

Если штат небольшой либо нет разделения на подразделения, создается единая приемочная комиссия, в которой должен быть минимум один сотрудник, имеющий профильное образование либо работающий по профильной специальности по отношению к проводимой закупке.

В случае установления специальных требований к проводимой экспертизе закупаемого товара (например, если речь идет о технически сложном товаре или о товаре, для выявления соответствия которого требованиям контракта потребуются специальные физические или химические исследования, проводимые только в лабораторных условиях) потребуется привлечение внешних экспертов или экспертных организаций.

Комиссия, которая принимает поставленный товар, создается и утверждается на основании специального приказа. На основании сложившейся практики можно сказать о том, что число членов такой комиссии не может быть четным (так как в случае разделения о том, следует ли принять товар или нет, не будет решающего большинства).

Кроме того, в такую комиссию не могут входить сотрудники контрактной службы либо контрактные управляющие, а также лица, которые могут быть косвенным образом заинтересованы в приемке результатов исполнения контракта даже в том случае, если такие результаты не соответствуют действительности (например, родственники сотрудников организации-поставщика).

Отдельного внимания заслуживает момент порядка приемки товара в случаях, когда была допущена просрочка исполнения обязательств.

Если по контракту допущена просрочка поставки, то в соответствии с требованиями Федеральной антимонопольной службы срок такой просрочки исчисляется со дня, следующего за последним днем поставки, по день, когда товар был поставлен в полном объеме.

Если заказчик провел экспертизу поставленного товара своими силами или с привлечением сторонних экспертных организаций и установил, что товар соответствует требованиям контракта, то недопустимо считать дни просрочки до даты получения экспертного заключения, так как это прямым образом нарушает права исполнителя.

В том же случае, если по результатам проведенной экспертизы было установлено, что поставленный товар не соответствует заявленным физическим, химическим или техническим свойствам, которые зафиксированы в требованиях, сформулированных в обязательных приложениях к контракту, то срок просрочки исполнения обязательств будет считаться вплоть до дня полного исправления допущенных ошибок со стороны исполнителя в части реализации с его стороны условий контракта.

Акт приемки товара по 44-ФЗ

Как уже говорилось выше, акт приемки поставленного товара по контракту, заключенному в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», должен составляться в соответствии с положениями статьи 94 указанного закона.

В соответствии с положениями указанной нормы федерального законодательства акт приемки товара должен быть составлен после того, как исполнитель в целях реализации взятых на себя обязательств по контракту поставил товар в полном объеме либо осуществил его частичную поставку.

Статья 94, как и принятые в ее исполнение Постановления Правительства, а также изданные письма Минфина не указывают на конкретные сроки составления такого акта.

Однако на основании сложившейся практики можно сказать, что составление данного документа и подписание всеми сторонами должно быть осуществлено в разумные сроки, которые не превышают, как правило, пяти дней.

Составление акта происходит на основании того, какой товар и в каком объеме был поставлен на склад заказчика.

Для того чтобы данный документ был признан легитимным, он должен составляться на основании тех товарных накладных или универсальных передаточных документов, которые сопровождают товар, а также на основании фактических сведений об осуществленной поставке.

В акте приемки товара следует указывать следующие сведения:

  • в правом верхнем углу – данные об утверждении данного акта руководителем организации либо уполномоченным на то должностным лицом, а также дата такого утверждения. Дата утверждения акта приемки должна соответствовать дате составления такого акта либо быть не более, чем на один день позже даты составления;
  • дата составления акта должна быть сформирована в соответствии с условиями контракта, где в разделе, посвященном порядку приемки товара, указывается срок, в течение которого должны быть составлены документы, подтверждающие факт передачи товара от исполнителя по контракту на склад государственного или муниципального заказчика;
  • указание на состав комиссии. В большинстве случаев заказчик указывает при составлении акта приемки всех членов комиссии, которые включены в нее по специально утвержденному приказу. Однако это не является правильным в том случае, если кто-то из членов комиссии отсутствует. В таком случае возможно признание составленного акта нелегитимным, так как отсутствуют подписи всех членов комиссии. В этом случае возможно в тексте акта указать, что акт сформирован комиссией, утвержденной приказом (с указанием реквизитов такого приказа), а при фактической приемке товара присутствовало конкретное количество членов (при таком указании допустимо поименное перечисление таких членов). В этом случае, если по каким-то причинам в разделе с подписями членов комиссии их не будет хватать, то вопросов у проверяющих органов будет существенно меньше;
  • в тексте акта следует указать, что заказчиком была проведена приемка поставленного товара на предмет соответствия требованиям контракта. С января 2021 года Федеральное казначейство в лице своих территориальных органов при проведении выездных проверок на предмет соблюдения положений федерального закупочного законодательства рекомендует государственным и муниципальным заказчикам указывать в акте приемки на проведение внутренней экспертизы. Такое требование не является обязательным к исполнению, но сформулировано на основании положений статьи 94 Федерального закона «О контрактной системе». Проведение внутренней экспертизы результатов исполнения контрактов не предусматривает наличие специальных знаний у членов приемочной комиссии заказчика по конкретному типу поставляемого товара. Проведение такой первичной экспертизы ставит, главным образом, цель установления соблюдения исполнителем требований ведомости поставки по контракту (например, что поставлен антифриз марки «ООО», как это предусмотрено контрактом, а не марки «ААА», как исполнитель поставил по другому контракту, заключенному с этим же заказчиком). За проверку качества поставленного товара уже будет отвечать вторичная экспертиза, проводимая после приемки товара на склад;
  • по итогам проведенного первичного осмотра поставляемого товара в тексте акта должны быть сформулированы указания на то, соответствует ли поставленный товар требованиям контракта или нет, а также в каком объеме он соответствует. На основании результатов установления такого соответствия заказчик отвечает на ключевой вопрос: принимается ли товар или не принимается, и в каком объеме он будет принят;
  • в конце акта ставятся подписи всех членов комиссии, которые фактически приняли участие в приемке товара. Кроме того, если кто-то из членов комиссии не согласен с общими выводами, он может высказать свое мнение на специальном бланке приложения к акту. Каждая подпись ставится с датой, когда она поставлена;
  • акт приемки товара должен быть подписан обеими сторонами по контракту. Представитель поставщика имеет право поставить свою подпись только в том случае, если у него на это есть доверенность (например, если речь идет о подписи водителя-экспедитора). Если речь идет о присутствии при передаче товара уполномоченного должностного лица исполнителя либо самого руководителя, доверенность не потребуется.

Кроме указанных требований акта приемки, необходимо также учесть, что для полного признания легитимным акта приемки товара он должен быть сопровожден определенным пакетом документов, в который входят:

  • товарные накладные, товарно-транспортные накладные или универсальные передаточные документы;
  • сертификаты соответствия на предоставленный товар либо документы, подтверждающие отсутствие необходимости проведения сертификационных мероприятий;
  • в случае с товарами иностранного производства необходимо приложить документы, подтверждающие страну происхождения товара, а если речь идет о товарах, в отношении которых установлены специальные требования о допуске (как, например, для медицинских изделий из ПВХ-материалов, закупка которых происходит с использованием положений Постановления Правительства РФ №102 от 15 февраля 2915 года), потребуется также приложить заключение специальной экспертизы, подтверждающей наличие материалов для производства таких товаров в установленном федеральными нормативными актами процентном соотношении;
  • копия доверенности на то лицо, которое ставит подпись от исполнителя на акте приемки товара. Копия либо должна быть заверена нотариально, либо предоставляется оригинал, с которого заказчик собственноручно снимает копию, и сам ее заверяет печатью своей организации, указав, что копия верна и сделана в дату фактической приемки товара.

Все перечисленные документы должны быть предоставлены либо с самим товаром, либо в течение специально установленного контрактом срока, так как без них надлежащим образом заключенный контракт не может быть исполнен.

В случае если поставщик такие документы не предоставил, в соответствии с положениями статьи 456 Гражданского Кодекса Российской Федерации он может быть признан нарушившим свои обязательства по контракту, что может повлечь наложение на него штрафных санкций за неисполнение обязательств по контракту, если такие обязательства не имеют стоимостного выражения.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефоны горячей линии. 24 часа бесплатно! 

+7 (499) 110-86-72

Москва и область

+7 (812) 245-61-57

Санкт-Петербург

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/akt-priemki.html

Экспертиза по 44-ФЗ — Приемка по госконтракту | Адвокат Мугин Александр

Прием товара работ услуг по 44 фз

Знаю, что мои публикации читают как заказчики, так и поставщики и подрядчики по госконтрактам, данная статья будет интересна и тем и другим. При этом, уважаемые поставщики и подрядчики, я на вашей стороне, имейте в виду и применяйте нижеуказанные сведения для защиты своих прав.

Большое количество споров по госконтрактам возникает на стадии приемки как товаров по поставке, так и результатов работ при подряде (оказании услуг).

Заказчики довольно часто злоупотребляют своими правами на стадии приемки, отказывая в подписании актов, на основании которых осуществляется оплата. Собственно и суды, определяя возникла ли у заказчика обязанность по оплате смотрят в первую очередь на то, был ли подписан акт, и если заказчик акт не подписал уже начинают разбираться были ли у заказчика основания для отказа в приемке.

Подрядчики, в свою очередь, порой хаотично пытаются исполнить совершенно необоснованные требования заказчиков, выполняют дополнительные работы, осуществляют поставку не предусмотренных контрактом товаров, либо отгружают товары с улучшенными характеристиками.

По моему опыту заказчики, в большинстве случаев, отказываются от своих слов получив от поставщика необоснованную выгоду. Тут я могу быть не объективным, поскольку ко мне обращаются на стадии, когда ситуация уже зашла в тупик и не обращаются, когда заказчик все же соглашается исполнить условия контракта, принят товар или результат работ и оплатить товар или работу.

Приемка по 44-ФЗ

Как справедливо следует из ст. 94 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок…» приемка поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также их отдельных этапов, предусмотренных контрактом, является элементом исполнения контракта, наряду с оплатой заказчиком товара (работы, услуги).

Поскольку на отношения сторон госконтракта распространяются положения гражданского законодательства, регулирующего соответствующие правоотношения по поставке, подряду или оказанию услуг, порядок приемки (определение момента, когда заказчик обязан приступить к приемке, основания для отказа в приемке) определяются также гражданским кодексом.

Для проведения приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, может создавать приемочная комиссии, которая состоит не менее чем из пяти человек. Тут у заказчика, как правило, проблем не возникает.

При приемке по 44-ФЗ есть особенности, одна из них — обязанность заказчика провести экспертизу для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком) предусмотренных контрактом результатов условиям контракта (п. 3 ст. 94 Федерального закона 44-ФЗ). Подпункт 1 п. 1 ст. 94 Федерального закона 44-ФЗ также предусматривает, что приемка включает в себя проведение экспертизы.

Заказчики, как правило, забывают про эту свою обязанность, либо не оформляют проведение экспертизы надлежащим образом.

Порядок и сроки приемки устанавливаются контрактом.

По результатам приемки сторонами оформляется документ, подтверждающий исполнение контракта, либо заказчиком оформляется мотивированный отказ. Бывает контракты содержат положения, предусматривающие такую процедуру, как затребование неких разъяснений от исполнителя.

При этом не каждое письмо, на котором в шапке указано, что это мотивированный отказ, является мотивированным отказом.

Довольно часто заказчики считают, что могут отказать в приемке, обнаружив не только существенные недостатки, но и самые несущественные недостатки, ни коим образом не влияющие на потребительские свойства товара. Более того, заказчики часто пользуются результатом выполненных работ или оказанных услуг, при этом отказываются принимать работу, пописывать акт и выплачивать причитающиеся подрядчику денежные средства.

Представляется, что включая в закон о контрактной системе положения о необходимости проведения экспертизы, законодатель, помимо прочего, делал это в том числе и с целью исключить необоснованные претензии заказчиков.

В конце концов, в общем порядке, не в рамках исполнения госконтрактов, все вопросы по объему и качеству между заказчиком и подрядчиком, покупателем и продавцом, решаются путем проведения экспертизы.

Что делать, когда заказчик отказывается принимать работу, когда он действительно вправе это делать, когда заказчик отказывается оплачивать работу я писал в предыдущих публикациях.

Внутренняя и внешняя экспертизы при приемке

Статья 41 Федерального закона 44-ФЗ предусматривает, что заказчики привлекают экспертов и экспертные организации в случаях, предусмотренных законом (внешняя экспертиза).

Пунктом 3 ст. 44-ФЗ предусмотрено, что экспертиза может проводится заказчиком своими силами.

Случаи, в которых заказчик обязан проводить внешнюю экспертизу, порядок привлечения внешнего эксперта, требования к внешним экспертам, то, каким образом должны быть оформлены результаты экспертизы предусмотрены Федеральным законом 44-ФЗ и, в целом, не вызывают споров.

Когда дело доходит до проведения внутренней экспертизы по 44-ФЗ, заказчики зачастую вовсе забывают про надлежащее оформление экспертизы при приемке, несмотря на то, что указание на экспертизу есть в большинстве контрактов.

У сторон контракта часто возникает вопрос, каким образом проводится внутренняя экспертиза по, каким образом оформляются ее результаты, кто же может быть экспертом при приемке случае, если экспертиза проводится силами заказчика.

У подрядчиков подобные вопросы возникают, как правило, когда заказчик начинает выдвигать необоснованные, надуманные требований к качеству товаров, работ, услуг.

В части требований к специальным познаниям внутреннего эксперта в той или иной области, вопросы подрядчиков выглядят более чем обоснованно, особенно учитывая желание некоторых «специалистов» высказывать свое «экспертное» мнение вообще по любому вопросу.

Действующее законодательство не содержит ответа на данный вопрос, грубо говоря, он вообще никоим образом не регламентирован в нормативных актах.

Из буквального толкования п. 5 ст. 94 Федерального закона 44-ФЗ следует, что результаты экспертизы, без разницы какой, внутренней или внешней, оформляются в виде заключения, которое должно быть объективным, обоснованным.

Изучив судебную практику можно, по крайней мере, понять, что по данным вопросам думают суды.

Так вот, судебная практика исходит из того, что никакие специальные познания эксперту при приемке по госконтракту не нужны. Требования к экспертам, установленные 44-ФЗ для внешних экспертов не относятся к внутренним экспертам.

Очевидно, что заключение эксперта должно быть сделано ранее принятия заказчиком решения о приемке, либо отказе в приемке.

Хорошо, если у заказчика имеется какой-либо локальный документ, предусматривающий порядок проведения экспертизы по 44-ФЗ или хотя бы формальный внутренний документ, которым то или иное лица назначено в качестве эксперта при проведении внутренней экспертизы при приемке по конкретному госконтракту. Как привило ничего такого у заказчиков нет.

В письме от 12.06.

2021 № Д28и-1778 Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России указывает, что при проведении экспертизы своими силами заказчик вправе возлагать проведение такой экспертизы на приемочную комиссию или создать отдельную комиссию по проведению экспертиз результатов, предусмотренных контрактом, а также что если заказчик не привлекает экспертов, экспертные организации для приемки, то документом, подтверждающим проведение экспертизы силами сотрудников заказчика является оформленный и подписанный заказчиком документ о приемке товара, работы, услуги.

Лично я не являюсь сторонником создания отдельных документов под каждый юридический факт и излишней бюрократизации, но с данной позицией Департамента согласиться не могу.

Понятно, что в огромном количестве случаев, при поставках и выполнении работ на незначительные суммы, когда нет необходимости специальных технических познаний для того, чтобы определить, что результат работ соответствует целям и условиям контракта, привлечение экспертов является нецелесообразным.

Однако подобная позиция Департамента вовсе нивелирует требование закона о том, что экспертиза при приемке должна быть проведена и должно быть оформлено заключение.

Справедливости ради, в вышеназванном письме Департамент поясняет, что его разъяснения не имеют юридической силы, то есть не являются обязательными для применения, так как данный орган не наделен полномочиями по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Что делать если заказчик уклонился от проведения экспертизы по 44-ФЗ при приемке

Если заказчик принял товар или результаты работ, оплатил их в соответствии с условиями контракта, то у поставщика или подрядчика, как правило, не возникает вопросов были ли соблюдены требования Федерального закона 44-ФЗ о необходимости проведения экспертизы.

Если же заказчик не принимает работу или товар и дело идет к суду, то я бы на месте подрядчика или поставщика не торопился указывать заказчику на явные нарушения, чтобы им не были созданы формальные условия соблюдения требований законодательства. Но это уже скорее вопрос юридической техники, который я оставляю на ваше усмотрение.

Если на заказчика не повлияют ваши доводы о неправомерности отказа в приемке, разъяснения о последствиях нарушения сроков оплаты по контракту, предусмотренный законодательством об административных правонарушениях, поставщик, заказчик может смело ссылаться на данные нарушения в суде, обосновывая отсутствия у заказчика оснований для отказа в приемке.

Если у вас есть вопросы по поводу взыскания задолженности за выполненные работы или поставленные товары — обращайтесь, с удовольствием помогу.

Источник: http://www.advokat-mugin.ru/ekspertiza-po-44-fz-priemka-po-goskontraktu/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.