+7(499)-938-42-58 Москва
+7(800)-333-37-98 Горячая линия

Защита прав человека в государстве судебная система

Система судебной защиты прав человека

Защита прав человека в государстве судебная система

Современное правовое регулирование вопросов судебной защиты прав человека прошло длинный путь становления и развития.

Судебная форма защиты прав человека является наиболее цивилизованной. Деятельность суда по рассмотрению дел о защите прав человека – дело необходимое и жизненно важное в условиях правового государства. До 90-х гг. XX в.

в судах преобладали споры между гражданами и предприятиями, отечественными учреждениями и организациями. Возможность спора между гражданами и государством практически исключалась.

Сегодня такие споры – реальность, отражающая основополагающий принцип правового государства: взаимная ответственность личности и государства.

Система судебной защиты прав человека построена с учетом двух основных направлений.

Предоставление права на судебную защиту в общей форме, т.е. безотносительно к каким-либо определенным правоотношениям.

Установление права граждан на судебную защиту в частных случаях, т.е. на защиту конкретных прав либо на защиту от нарушений со стороны определенных органов и должностных лиц.

Судебной защите подлежат не любые притязания, а именно охраняемые законом права и интересы. То есть эти права и интересы должны принадлежать человеку по основаниям, с которыми закон связывает возникновение прав и обязанностей: в силу закона или другого нормативного акта.

Граждане имеют возможность оспаривать в суде не только акты органов государственной власти и управления, имеющие индивидуальное значение, т.е.

касающиеся их персонально (путем обжалования в порядке, предусмотренном для рассмотрения дел, возникающих из административноправовых отношений, либо – в случае возникновения спора – путем предъявления иска), но и правовые акты общего характера, т.е. касающиеся неопределенного круга лиц (нормативные и т.п.).

Нормативные акты могут обжаловаться в судах общей юрисдикции или в конституционных (уставных) судах субъектов РФ.

В гражданском процессе граждане могут оспаривать нормативные правовые акты органов государственной власти, органов местного самоуправления или их должностных лиц. Поводом для обращения может послужить нарушение указанным нормативным актом прав и свобод, гарантированных гражданину Конституцией РФ.

Граждане вправе обратиться в Конституционный Суд с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод. Право на обращение в суд имеют только те граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, подлежащим применению в конкретном деле.

Федеральные законы, нормативные акты Президента РФ и Правительства РФ граждане безотносительно к конкретному делу оспаривать в суде общей юрисдикции не могут. Это вправе делать только строго определенные лица (перечисленные в п. 2 ст. 125 Конституции) в Конституционном Суде.

Имеется одно важное отличие конституционного судопроизводства от гражданского, уголовного и административного судопроизводства.

Конституционный Суд проверяет конституционность законов и других указанных выше нормативных актов безотносительно к конкретным гражданским, уголовным и административным делам.

Таким образом, граждане могут самостоятельно защищать свои права и интересы в области прав человека или прибегать к помощи государственных органов власти, неправительственных правозащитных организаций, включая международные.

Российская Федерация 30 марта 1998 г. ратифицировала Конвенцию о защите прав человека и основных свобод и протоколов к ней.

Россия признала компетенцию Европейской комиссии по правам человека и предоставила право получать заявления (жалобы) от любого лица, неправительственной организации или лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения Российской Федерацией их прав. Кроме того, Россия признала юрисдикцию Европейского суда по правам человека.

В 1959 г.

Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка, в которой утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особых заботе и внимании, будучи чрезвычайно уязвимыми, отличаясь от мира взрослых. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание стало призывом к добру, справедливости в отношении детей.

И вот в Международный год ребенка (1979) Комиссия ООН по правам человека приступила к разработке проекта Конвенции о правах ребенка.

Конвенция о правах ребенка (вступила в силу для СССР 15 сентября 1990 г.)

(извлечение)

Статья 1

Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если но закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.

Статья 2

  • 1. Государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств.
  • 2. Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения защиты ребенка от всех форм дискриминации или наказания на основе статуса, деятельности, выражаемых взглядов или убеждений ребенка, родителей ребенка, законных опекунов или иных членов семьи.

Сложная работа продолжалась 10 лет. Наконец 20.11.1989 Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной ассамблеей ООН. Через год она была ратифицирована СССР.

Большое значение этой Конвенции заключается в том, что она является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права.

Конвенция призвана создать благополучные условия для развития детей, которым предстоит в будущем построить справедливый, гуманный мир.

Нормы Конвенции должны служить ориентиром для государств, их правительств, партий, организаций и движений в их попытках внести положительные изменения в жизнь детей, рационально мобилизовав для этого необходимые ресурсы.

идея конвенции состоит в том, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государства обеспечивают в максимально возможной степени выживание и здоровое развитие ребенка. Каждый ребенок с момента рождения имеет право на имя и на приобретение гражданства.

Во всех действиях судов, учреждений, занимающихся вопросами социального обеспечения, или административных органов первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка, поэтому его убеждения подвергаются внимательному рассмотрению.

Государства обеспечивают осуществление каждым ребенком всех прав без какой-либо дискриминации или различий.

Дети не должны разлучаться со своими родителями, за исключением случаев, когда это делают компетентные органы в интересах их благополучия.

Государства уважают права ребенка на свободу мысли, совести и религии.

Государства должны содействовать воссоединению семей, разрешая въезд в страну или выезд из нес членам одной семьи.

Дети имеют право выражать свое собственное мнение.

Государства признают право ребенка на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний.

Родители несут ответственность за воспитание детей, однако государства должны оказать им соответствующую помощь и развивать сеть детских учреждений.

Государства должны обеспечивать защиту детей от нанесения им физического или психологического ущерба, включая сексуальное злоупотребление или эксплуатацию.

Государства обеспечивают уход за детьми, оставшимися без родителей. Процесс усыновления должен тщательным образом регулироваться, должны быть подписаны международные соглашения в целях предусмотрения гарантий и обеспечения юридической защиты в том случае, если приемные родители предлагают вывести ребенка из страны, где он родился.

Неполноценные дети имеют право на полноценное общение, обучение и заботу. Ребенок имеет право на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения. Государства должны обеспечивать охват системой здравоохранения всех детей, уделяя при этом первоочередное внимание профилактическим мерам, пропаганде медицинских знаний и сокращению детской смертности.

Начальное образование должно быть бесплатным и обязательным.

Школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка. Образование должно воспитывать в ребенке дух понимания, мира и терпимости.

Дети должны иметь время на отдых и игры и одинаковые возможности заниматься культурной и творческой деятельностью.

Государства должны защищать ребенка от эксплуатации и от работы, которая может служить препятствием в получении образования либо наносить ущерб его здоровью и благополучию.

Государства должны защищать детей от незаконного употребления наркотических средств и от их привлечения к производству или торговле такими средствами.

Необходимо приложить все усилия для предотвращения похищения и торговли детьми.

Смертная казнь или пожизненное заключение нс назначаются за преступления, совершенные лицами моложе 18 лет.

Дети должны содержаться под стражей отдельно от взрослых; они не должны подвергаться пыткам или жестокому и унижающему достоинство обращению.

Ни один ребенок, не достигший 15-летнего возраста, не должен принимать участие в военных действиях; во время вооруженного конфликта детям должна быть обеспечена специальная защита.

Дети, принадлежащие к национальным меньшинствам и коренным малочисленным народам, должны свободно пользоваться своей собственной культурой, религией и языком.

Детям, которым был нанесен ущерб в результате плохого обращения, пренебрежения или содержания их под стражей, должен быть обеспечен соответствующий уход или профессиональная подготовка с целью восстановления их здоровья и реабилитации.

Обращение с детьми, причастными к нарушениям уголовного законодательства, должно способствовать развитию у ребенка чувства достоинства, значимости и должно быть направлено на их реинтеграцию в обществе.

Государства должны широко информировать о предусмотренных Конвенцией правах ребенка как взрослых, так и детей.

Источник: https://studme.org/62893/pravo/sistema_sudebnoy_zaschity_prav_cheloveka

Защита прав человека в государстве судебная система

Защита прав человека в государстве судебная система

Нарушение общепризнанных стандартов в этой области служит основанием для изменения статуса самой власти. Идея приоритета судебной защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов любых субъектов правовых отношений прошла долгий путь развития и внедрения в практику[98].

Характер судебной защиты позволяет считать ее универсальным, а потому наиболее эффективным способом защиты нарушенных прав и свобод личности. Основной чертой судебной защиты является ее неограниченность или, по определению В. П. Кашепова, всеобщность.

Так, судебная защита распространяется на неограниченный круг лиц. Правом на судебную защиту обладают не только граждане, но и их объединения.

письменный документ, который потерпевший направляет в суд с целью защиты своих прав и интересов.

Истец лицо, обратившееся в суд за защитой своих прав и интересов.

Ответчик лицо, привлекаемое к рассматриваемому в суде делу в связи с предъявленным ему истцом требованием.

Доказательство любые фактические данные, на основе которых в определенном законом порядке суд устанавливает наличие или отсутствие правонарушения.

Ключевые слова: Судебная система; правосудие; суды общей юрисдикции; военные суды; мировые судьи; Верховный Суд РФ; арбитражные суды; Конституционный Суд РФ.

Основная литература по теме урока:

Певцова Е.А. Право: основы правовой культуры: учебник для 10 классов общеобразовательных учреждений.

Базовый и углубленный уровни в 2 ч. Ч.1/. Е.А.

Упростить процедуру рассмотрения дел и разгрузить суды могли бы мировые судьи, однако закон «О мировых судьях в Российской Федерации» по сути дела не работает.

Финансирование судов оставляет желать лучшего. В судах отключаются телефоны, отопление, электроэнергия, нет средств на оплату почтовых расходов, возмещение расходов, понесенных участниками судебного процесса.
Здания и оборудование большинства судов находятся в аварийном состоянии, не приспособлены к отправлению правосудия.

Недостаточность финансирования ведет к прямой зависимости судей от органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Существуют большие претензии как к качеству работы судей, так и к их моральному облику.

Защита прав человека в государстве судебная система рф

Раскрытие преступлений, по которым производство предварительного следствия не обязательно

15 Прокуратура и ее деятельность. Система органов прокуратуры создана для надзора за точным исполнением законов всеми государственными органами, организациями и физическими лицами.

16 Цели прокурорской деятельности: 1.Обеспечение верховенства закона, единства и укрепление законности 2.
Защита прав и свобод человека и гражданина 3. Защита охраняемых интересов общества и государства

17 Направления деятельности прокуратуры: 1.Осуществление надзора за исполнением законов на территории государства. 2. Возбуждение уголовного преследования 3. Участие в рассмотрении дел судамии опротестование их решений, противоречащих закону 4.
Расследование преступлений 5.

Здесь могут быть указаны научные принципы по вопросу, содержаться ссылки на случаи из зарубежной и международной практики. Резолютивная часть должна иметь четкое требование заявителя к Конституционному Суду.

Внимание

Завершается обращение перечнем прилагаемых к нему документов. Иногда секретариат Суда считает, что дело не может рассматриваться в Суде, и не принимает его.

В таких случаях можно подать заявление, в котором необходимо обосновать свое несогласие с позицией секретариата. Заявление проверяется судьями не позднее месяца со дня его поступления.
Результаты докладываются на пленарном заседании. Суд может вынести решение о принятии обращения к рассмотрению или согласиться с мнением секретариата.

Заседания Суда бывают открытыми и закрытыми. Судебное разбирательство происходит, как правило, на основе состязательности (за исключением дел о толковании Конституции РФ).

Защита прав человека в государстве судебная система презентация

Причем защите подлежат любые права и свободы, в каком бы документе они ни были закреплены — в Конституции, отраслевом законодательстве, других нормативных или индивидуальных правовых актах.

Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением реализации политических прав и выполнения воинских обязанностей.

Все лица, находящиеся на территории Российской Федерации вправе обращаться как в российский суды, так и в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Этот суд проверяет конституционность конкретного закона, а не само дело

9 Правоохранительные органы РФ В каждом государстве создана своя система правоохранительных органов, призванных заботиться о порядке в обществе и благополучии граждан, защищать права и свободы человека, бороться с преступностью.

10 Система органов внутренних дел. В России функционирует система органов внутренних дел, возглавляемая Министерством внутренних дел – МВД России. Система внутренних дел РФ относится к исполнительной ветви власти. МВД и его органы имеют широкую компетенцию, которая связана с правоохранительной деятельностью.

11 Милиция Объединение государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных посягательств и наделенных применения мер принуждения.

Защита прав человека в государстве судебная система кратко

Они создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках.

Вышестоящим по отношению к судам субъектов Федерации является Верховный Суд РФ. Он осуществляет надзор за деятельностью нижестоящих судов, разъясняет вопросы судебной практики и имеет право законодательной инициативы.

Кроме того, он выступает как высший судебный орган по гражданским, уголовным, административным, экономическим и иным делам.

В составе Верховного Суда работают 170 судей, отобранных специальной квалификационной коллегией. Вместо Военной коллегии в Верховном Суде РФ создана Судебная коллегия по делам военнослужащих.

Вместо Дисциплинарного судебного присутствия, которое было самостоятельным судебным органом, создана Дисциплинарная коллегия Верховного Суда РФ.

Защита прав человека в государстве судебная система россии

Ошибки, допускаемые судами при применении материального и процессуального законодательства, влекут пересмотр и отмену соответственно 15% уголовных дел и около 30% гражданских дел.

Государство не выполняет взятых на себя обязательств по обеспечению конституционного права каждого на квалифицированную юридическую помощь, оказание бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам.

Таким образом, судебную защиту прав человека в России не следует идеализировать, но и пренебрегать ей также не стоит. Несмотря на все недостатки, судебная система защита прав и свобод человека посредством правовых средств является наиболее эффективным механизмом восстановления нарушенных прав.

Защита прав человека в государстве судебная система презентация 10 класс

Центральной избирательной комиссии по подготовке и проведению референдума, выборов Президента РФ и депутатов Федерального Собрания; по решению споров между органами государственной власти.

Верховному Суду РФ подсудны уголовные дела, отнесенные к его подсудности федеральным законом, а также дела особой сложности или особого общественного значения, которые он вправе принять к своему производству по собственной инициативе либо по инициативе Генерального прокурора РФ при наличие ходатайства обвиняемого.

По сложившейся практике уголовное дело, по которому вынесен смертный приговор, истребуется Верховным Судом РФ для проверки в порядке надзора даже при отсутствии жалобы осужденного.

Согласно Инструкции по делопроизводству в Верховном суде Российской Федерации от 18 ноября 1996 г. в суде ведется прием граждан, обжалующих вступившие в законную силу судебные решения.

Право на судебную защиту обеспечивает реализацию прав и свобод граждан, потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, которым государство обеспечивает:

— доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст.52);

— возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти (ст.53)[105].

В рамках судебной защиты реализуется право на:

— получение квалифицированной юридической помощи (ст.48);

— на обжалование незаконных действий и решений государственных органов и должностных лиц (ст.46)[106].

Поэтому судебную защиту следует рассматривать как институт, включающий совокупность вышеприведенных правовых норм.

В качестве основных элементов принципа доступности судебной защиты рассматриваются:

· право на обращение в суд за судебной защитой, которое включает в себя право на иск, право на обращение с жалобой или заявлением по делам неисковых производств;

· основания процессуального интереса к делу, которые могут быть как в виде материально-правовой заинтересованности участников спорного правоотношения, так и должностных обязанностей прокурора по защите прав граждан, а равно служебных обязанностей государственных органов и органов местного самоуправления;

· обращение в суд заинтересованных лиц происходит по правилам, установленным гражданским и арбитражным процессуальным законодательством[84].

Несомненно, содержание конституционного понятия права на судебную защиту многоаспектно.

Дело не принимается Конституционным Судом к рассмотрению и в том случае, если по аналогичной жалобе уже было принято итоговое решение.

Возможность обращаться в Конституционный Суд РФ ограничена сроками.

Заявитель может оспаривать правовые акты со дня их официального опубликования. Документы, нормативные правовые акты, принятые до 1993г. (до вступления в силу Конституции РФ), могут быть обжалованы только по содержанию норм.

При обращении в Конституционный Суд РФ взимается государственная пошлина. В отдельных случаях Суд может освободить гражданина от уплаты пошлины, снизить ее размер, учитывая его материальное положение; увеличить размеры пошлины нельзя.

Обращение в Конституционный Суд РФ составляется в письменной форме.

Запись граждан на прием проводят заместитель начальника отдела приема граждан и старший консультант. Они же разъясняют порядок обжалования судебных постановлений и какой государственный орган полномочен разрешить их жалобу. Прием проводят судьи.

Если на личном приеме ставятся вопросы, которые не относятся к компетенции Суда или они не могут быть разрешены принимающим, то посетителю дается разъяснение, куда ему следует обратиться.

Жалобы от граждан принимаются под расписку с приложением надлежаще оформленных судебных материалов: —

копии решения (приговора, определения) суда первой инстанции; —

копии кассационного определения; —

ответов на жалобы, поданные в надзорном порядке; —

доверенности по гражданскому делу, если лицо не участвует в деле.

Если заявитель не имеет при себе необходимых документов, ему разъясняют порядок их получения.

Конституции Российской Федерации: конституционного, административного, гражданского и уголовного.[75]

Данные виды судопроизводства как формы реализации судебной власти напрямую связаны со следующими конституционными установлениями:

· государственная защита прав и свобод человека и гражданина;

· гарантированная каждому судебная защита его прав и свобод;

· право каждого защищать свои права и свободы всеми не запрещенными законом способами;

· недопустимость, запрет лишить права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина означает, что Россия как правовое государство берет на себя обязанность гаранта жизненных ценностей и благ личности, выраженных в ее субъективных гражданских правах и личных свободах[76].

Правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, заключающаяся в утверждении, что право на судебную защиту предполагает право на охрану прав и законных интересов не только от произвола законодательной и исполнительной власти, но и от ошибочных решений суда, имеет принципиальное значение.

Судебная защита относится к числу прав, которые не подлежат ограничению, поскольку ограничение этого права ни при каких условиях не может быть обусловлено необходимостью достижения признаваемых Конституцией Российской Федерации целей: защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства[102].

Судебной защите подлежат любые права и свободы, в каком бы документе они ни были закреплены: Конституции, отраслевых законах, других нормативных или индивидуальных правовых актах.

Это не только ведет к нарушениям прав и свобод человека, затрудняет нормальное отправление правосудия, но и создает определенные сложности в применении общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.

Правовая база, обеспечивающая в полной мере отправление правосудия в соответствии с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами международного права, еще не создана.

Затягивается принятие базовых для правосудия законов о судах общей юрисдикции, о народных заседателях федеральных судов общей юрисдикции, об адвокатуре, о государственной защите потерпевших, свидетелей и других лиц, содействующих уголовному судопроизводству, о ювенальной юстиции.

Острой продолжает оставаться проблема своевременного рассмотрения судами уголовных и гражданских дел.

Важно

Для выполнения этой публично-правовой обязанности Российская Федерация располагает законодательной базой и системой органов правоохраны, к которым относятся также и суды[77].

Анализ действующего законодательства показывает, что одной из тенденций его развития является расширение сферы судебной деятельности, в том числе судебного контроля за законностью решений и действий должностных лиц, государственных органов, общественных объединений. И это не случайно, так как преимущества судебного порядка обжалования по сравнению с административным очевидны[78].

Суд независим и подчиняется только закону.

Кроме того, деятельность суда протекает в судебном заседании и порядок его проведения точно регламентирован законом.

Источник: https://59agmr.top/zashhita-prav-cheloveka-v-gosudarstve-sudebnaya-sistema

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.